Известно высказывание Баал-Шем-Това, что из любой вещи или события человек должен извлекать урок... в исполнении цели своего создания, которое заключается в служении Творцу. Поэтому можно найти намек также и в этом, в соответствии с высказыванием наших учителей, что человек называется «микрокосм» и все, что есть в мире, есть в человеке.
И в частности, так как он включает четыре вида: недвижимый, растительный, животный мир и человека, то также в служении Всевышнему есть эти четыре вида.
И нужно продвигаться от силы к силе, а начало этого соответствует неживой природе. То есть, когда он получает без всяких дополнительных усилий со своей стороны и в это включены дни его детства.
Потом он поднимаемся на уровень, соответствующий растительному миру, когда из одного пшеничного зерна вырастают множество колосьев, а из косточки — несущее плоды дерево. То есть, речь идет о полученных идеях и учебе, когда человек погружается в них вглубь и вширь, и использует для своего развития, насколько это возможно.
И из этого вида с помощью настойчивой душевной и физической работы со временем происходит переход на уровень живого существа. То есть, человек преодолевает свою природу и привычки, если они являются отрицательными, а также поднимается над своим окружением, наследием предков и т.д. Он меняет свое место и прекращает быть связанным со своим окружением и т.д., но и это не является целью и конечным этапом.
Он должен подняться на более высокую ступень — уровень человеческого существа, обладающего глубоким и познавательным разумом, а не только практическим разумом, который относится к практическим вещам, что есть и у животных, как лиса, которая обладает хитростью и т.д. То есть, даже в своем служении Творцу он не довольствуется учебой, необходимой для того, чтобы знать как исполнять практические вещи — что можно делать, а что нельзя, а также заниматься познанием Всевышнего, как сказано: «Знай Б-га твоего отца». А это и есть содержание внутренней части Торы, которая в нашем поколении раскрылась в виде учения хасидизма.
Из всего этого понятно, что начало деятельности человека это подъем из уровня неживой природы, когда он только получает, на уровень растений. И начало этому положено в новый год деревьев, как сказано: «Ибо человек — дерево в поле». И отсюда — в новый год, связанный с животными и новый год человека. И основная, заключительная идея такова, как сказано: «Скажите предо Мной… чтобы назначить Меня королем над собой»...