Исполнение заповеди «плодитесь и размножайтесь» после пробуждения мертвых

31.10.2016 | 1131 | (0)
Исполнение заповеди «плодитесь и размножайтесь» после пробуждения мертвых
Первой заповедью в Торе является указание рожать детей

Как известно, самой первой заповедью в Торе является указание рожать детей. Мы уже объяснили как заповедь «плодитесь и размножайтесь» будет исполнятся после прихода Мошиаха, но есть еще один вопрос: что произойдет с ней после пробуждения мертвых?

В книге «Диврей яцив» приводятся два мнения, источник которых находится в мидраше.

По первому мнению, после пробуждения мертвых не будут исполнять заповедь «плодитесь и размножайтесь». Так как эта заповедь была дана в связи с определенной причиной, как сказано («Берейшит» 1:28): «Плодитесь и умножайтесь», а сразу после этого: «Наполняйте землю, и покоряйте ее», то эту заповедь нужно исполнять только в то время, когда люди умирают и есть необходимость в появлении новых людей на земле. А так как после пробуждения мертвых люди больше не станут умирать и их будет великое множество на земле (учитывая тот факт, что все жившие до сих пор евреи пробудятся из мертвых, как сказано «У каждого еврея есть удел в будущем мире»), то больше не будет необходимости исполнять эту заповедь.

На основании этого можно понять сказанное в трактате «Брахот», что когда попросили рава Амнуну спеть на свадьбе сына Равины, он сказал дважды «Увы нам, раз мы должны умереть!» Хотя там объясняется, что он сделал это для того, чтобы предотвратить легкомыслие, но согласно приведенному выше объяснению его намерение было гораздо глубже. Он намекал на то, что мы ждем наступления полного и окончательного Освобождения, когда люди прекратят умирать и тогда не будет необходимости проводить свадьбы, поэтому целью свадьбы не является настоящая радость.

Есть альтернативное мнение, согласно которому заповедь «плодитесь и размножайтесь» будет исполняться также и после пробуждения мертвых и эта заповедь совершенно не связана со смертью. Ведь еще перед тем, как Адам съел плод с Древа познания добра и зла, и перед тем, как в мир пришла смерть, уже была эта заповедь, причем без никакого ограничения количеством людей на земле. Поэтому и после пробуждения мертвых эта заповедь не потеряет своей актуальности.

Но это мнение трудно принять, так как сказано: «Не придет сын Давида (Мошиах) до тех пор, пока не закончатся (не придут в мир) все души, которые находятся на (складе душ, которой называется) „тело“». Тогда выходит, что после прихода Мошиаха закончатся все души? Но тосафисты разбирают этот вопрос и объясняют, что будет новое хранилище душ и новые души.

В Талмуде приводится доказательство тому, что после пробуждения мертвых не будет исполнятся эта заповедь: «В будущем мире нет ни еды, ни питья; ни рождения… а только праведники восседают с коронами на головах и наслаждаются светом Всевышнего». Но по мнению РАМБАМа это не сказано о мире после пробуждения мертвых, а о том времени, когда душа (без тела) находится в раю. Соответственно, после пробуждения мертвых будет исполнятся заповедь «плодитесь и размножайтесь».

Но Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах приводит мнения многочисленных авторитетов, которые спорят с РАМБАМом по данному вопросу (РААВАД, РАМБАН, ШЛА, Алтер Ребе и др.); он считает, что эти слова Талмуда действительно относятся к периоду после пробуждения мертвых и заповедь «плодитесь и размножайтесь» перестанет быть актуальной.

Источники: Респонсы «Диврей яцив», раздел «Йоре деа», п. 110. Мидраш «Шохар тов» на псалом №146, п. 4. Трактат «Авода зара» 5а и Тосфот со слов «Сын Давида не…» там; «Брахот» 17а и 31а. РАМБАМ, «Законы о раскаянии» 8:2, «Послание о побуждении мертвых», п. 4. Респонсы Хатам-Софера часть 7, п. 34. «Игрот Кодеш» Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха том 2, стр. 76 и прим. 23.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Вопрос-ответ » Геула и Мошиах (другие статьи):