Хамец и маца во время Освобождения

04.03.2015 | 2081 | (0)
Хамец и маца во время Освобождения
Хамец станет частью добра

Во время полного Освобождения зло полностью исчезнет и даже превратится в добро. Это будет отличаться от того, что было во время освобождения из Египта, когда зло не превратилось в добро. Поэтому в будущем мы будем есть квасное, в отличие от исхода из Египта, когда мы не делали этого. Как сказано об этом в книге «Шмот» (12:18-19): «Вечером, ешьте пресные хлебы… Семь дней опара не должна находиться в ваших домах».

В праздник Песах мы стараемся со всеми силами обеспечить отсутствие квасного в наших домах, даже если речь идет о крошках хлеба. По этой причине, во многих общинах не едят смоченную мацу.

Но есть место, где разрешено есть смоченную мацу. За пределами Земли Израиля, где согласно указанию наших благословенной памяти мудрецов празднуют два дня вместе одного, разрешается и даже приветствуется есть смоченную мацу в последний день Песаха.

Чтобы понять как следует причину этого, нужно объяснить различие между исходом из Египта и будущим Освобождением: во время египетского исхода евреям было сказано «да не будет видно у тебя квасного», но в описании Освобождения нет такого запрета. Более того, РАМБАН приводит слова наших мудрецов, что единственным жертвоприношением, которое останется в дни Освобождения будет «благодарение», которое включает в себя закваску из квасных хлебов (97:7,13). Отсюда следует, что хамец не будет уничтожен во время Освобождения. И как пишет РАМБАН: «Ибо в нем маца и хамец (вместе), как идея будущего мира».

Духовная подоплека этого основана на тайном смысле понятий «хамец» и «маца». Хамец — это тесто, которое поднимается вверх; оно символизирует индивидуализм и высокомерие — источник всех отрицательных человеческих качеств. Маца — это тонкий хлеб; он намекает на скромность и смирение — источник всех положительных свойств. Когда евреи вышли из Египта, добро преобладало над злом, но не уничтожило его. Таким образом, в Песах мы едим только мацу, чтобы показать превосходство добра над злом.

Но когда наступит Освобождение, зло исчезнет и даже превратится в добро. Поэтому не только не будет необходимости остерегаться не есть хамец (в течение всего года, кроме праздника Песах, который будет продолжать оставаться праздником, символизирующим то, что было в Египте), а наоборот — хамец будет символизировать тот факт, что зло стало частью добра.

О последнем дне Песаха сказано, что это день празднования Мошиаха. Этот день неразрывно связан с Освобождением (отсюда также происходит указание есть в этот день «трапезу Мошиаха»). Поэтому главы ХАБАДа старались обязательно обмакивать мацу в жидкость. Этот намеренный отказ от осторожности в отношении квасного символизирует связь последнего дня Песаха с днем, когда воплощенное в квасном зло прекратит быть злом и запретным, а превратится в добро и разрешенное.

Источники: книга «Тания», гл. 31; сборник вопросов и ответов Алтер Ребе, п. 6; «Ликутей Сихот» том 22, стр. 30-39; Аггада с комментариями, обычаи последнего дня Песаха; «Игрот Кодеш» том 5, стр. 303.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Вопрос-ответ » Праздники (другие статьи):