СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 03:38

11 Нисана —  день рождения Ребе Короля Мошиаха 

11 Нисана: день рождения Любавичского Ребе  Короля МошиахаДень рождения Ребе Короля Мошиаха
Делаем подарок Ребе  Королю Мошиаху к дню рождения 11 НисанаДелаем подарок Ребе к дню рождения
Когда праведник приходит в мир — отступают бедыКогда праведник приходит в мир — отступают беды
В день рождения Ребе Короля Мошиаха увеличивается удача всех евреев!В день рождения Ребе увеличивается удача всех евреев!

Может ли женщина учить мужчину Торе?

Может ли женщина учить мужчину Торе? Слышал, что женщина может учить детей и других женщин, а мужчину в крайнем случае...

23.04.2014 2776 мин.

Вопрос: Скажите пожалуйста! Может ли женщина учить мужчину Торе? Слышал, что женщина может учить детей и других женщин, а мужчину в крайнем случае, когда нет другого, кто научил бы мужчину Торе. Мне нужно знать источники в иудаизме, где написано, что женщине запрещено учить Торе мужчину.

Ответ:

Рабби Йосеф Каро в «Шулхан Арухе» (раздел «Эвен а-Эзер» 21) пишет: «Человек должен очень-очень отдаляться от женщин… И даже когда он смотрит на ее палец и получает от этого наслаждение, то такое поведение считается развратным… И поэтому запрещено наслаждаться женской красотой и даже нельзя слушать ее голос и нюхать ее духи…».

Далее автор «Шулхан Аруха» и комментаторы подробно описывают о каких ситуациях идет речь и когда применимы данные запреты.

Слова «Шулхан Аруха» и его особое двойное предупреждение («очень-очень») согласно комментаторам вызвано сложностью исполнения этого указания. Во первых, из-за человеческой натуры, а во вторых из-за громадного количества на первый взгляд безобидных ситуаций, которые требуют пристального внимания для соблюдения в точности этих законов.

Одна из этих непростых ситуаций прямо перед нами в заданном выше вопросе.

Еврейские законодатели обсуждали эту тему и особенно несколько особо проблематичных аспектов:

1) Заперт смотреть на женщину. Ведь речь не идет о моментальном взгляде, а о достаточно длительном «созерцании» и пристальном взгляде.

2) Запрещено слушать женский голос. Обычно этот запрет относится только к пению, но иногда он подразамевает и женскую речь, как сказано в трактате «Мегила» 15. Особо остро встает вопрос, когда речь идет о лекции, ведь при этом от лектора требуется, чтобы его речь была привлекательной и далекой от монотонности.

«Игрот Моше» (том 3) и «Циц Элиэзер» (том 14) запрещают женщине работать учительницей для детей старше 9 лет.

По мнению р. Эфраима Яллеса (сборник «Диврей Эфраим» п. 211), выступление женщины перед мужчинами близко к разврату и запрещено. Таково же мнения придерживается р. Ш. Вознер.

Однако автор сборника «Диврей Йеошуа» (том 2) написал, что это спор между ранними комментаторами Талмуда и он не может запретить это, но человеку, который заботится о своей душе, стоит уклонится от этого.

Однако, нужно подчеркнуть, что выше упомянутый спор существует ли однозначный запрет, актуален лишь в идеальном случае. Но когда мужчина чувствует удовольствие от того, что он смотрит на женщину, это однозначно становится запретом Торы и тогда по закону он обязан прекратить свое участие в подобных уроках.

Подводя итог сформулируем так: нужно стараться, насколько это возможно, чтобы женщина не преподавала мужчинам. Что касается распространения записей уроков женщин по сети, это не запрещено буквой закона, только нужно особо отметить, что это предназначено только для женщин.

Что касается слушания уроков женщин в аудио записи, то это не запрещено, но желательно без особой нужды не прибегать к этому.

В сборнике МААРШАЛа (рабби Шломо Лурия) сказано, что рабанит Мирьям дочь р. Шапиро сидела за занавеской и давала урок лучшим ученикам.

Отсюда видно, насколько она старалась, чтоб у этих учеников не было нарушения запрета смотреть на женщину, даже если слушатели были уважаемыми и знающими людьми. Тем более, нужно остерегаться намного больше, когда речь идет об уроках мужчинам, неграмотным в Торе и не соблюдающим скрупулезно вышеупомянутое постановление «Шулхан Аруха» и не всегда отличающихся высокоморальным поведением.

Все вышесказанное относится только к тому случаю, когда женщина-лектор одета предельно скромно по всем стандартам еврейского закона, включая украшения, косметику, духи и т.д. и когда ее одежда не чрезмерно нарядна.

В противном случае, лекция запрещена еврейским законом, так как своим видом она привлекает к себе повышенное внимание.

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter