СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 03:27

Перевоплощения

Книга рабби Менахем-Азарии из Пано построена как научная работа, в которой приводятся имена значительных личностей, оставивших след в еврейской и мировой истории.

25.01.2016 2688 мин.

Книга р. Менахем-Азарии из Пано отражает подход р. Исраэля Сарука к лурианской каббале. В таком виде это учение распространялось по Италии еще при жизни р. Хаима Виталя. Рабби Хаим оставил нам множество вкраплений, касающихся реинкарнаций, в тексте всего сборника писаний АРИ. Но параллельно с его работами большой интерес для нас представляют и открытия, сделанные р. Исраэлем Саруком.

Книга рабби Менахем-Азарии из Пано построена как научная работа, в которой приводятся имена значительных личностей, оставивших след в еврейской и мировой истории, причем эти имена перечислены в алфавитном порядке.

Справа в начале строки на иврите всегда приводится наиболее древняя, исходная часть личности. Далее описывается, какие реинкарнации она прошла.

По-русски мы сделаем иначе, мы не будем перечислять имена в алфавитном порядке: мы выстроим наше повествование хронологически, постепенно продвигаясь от древнейшей истории к новой и новейшей.

Около 50 реинкарнаций «отработано» в этой книге, причем они не только перечисляются! Выявляются импринты, матрицы и парадигмы: отслеживается причинно-следственная связь и обосновывается, почему именно та или иная личность пришла в таком воплощении. Ведь реинкарнация — это всегда некая повторяемость в моделях поведения.

Включены также случаи реинкарнаций в теле животного, в растительной и минеральной формах.

Если исследователь может доказать свою точку зрения с помощью того или иного стиха, который был произнесен данным персонажем, то он подключает и цитирование. Парадигмы в поведении также бывают достаточно очевидными.

Например, что общего мы видим у Адама, Мошиаха, Давида и Яакова?

Общее в них то, что эта душа несла групповую ответственность, служила как бы общественным, а не только личным проявлениям.

Интересен в этом смысле сон, описанный в работе рабби Хаима Виталя: «Он и патриархи — Авраам, Ицхак и Яаков — не погребены вовсе, а спят, лежат внутри пещеры (Махпела — прим. пер.) и там есть большой факел перед Адамом и рассыпается бесчисленное скопище искр перед ним от этого факела, и р. Элье спросил меня во сне, что это за огромный факел и искры перед Адамом, которые все время отлетают от него и снова включаются в него, и я ему сказал, что это души праведных, которые укоренены в душе Адама — подобной факелу — и оттуда мы пошли с указанными праведниками в Храм» (см. «Сефер а-Хезъонот», сон рабби Амиэля).

Итак, мы видим, что каббала также интерпретирует метафоры и образы, оперирует символикой и поэтическими сравнениями. Но на практике этот образ означает еще и то, что у Адама — особая душа. Образ помогает нам понять особое значение динамики душ. Основные этапы истории не только Адама, но и человечества, — это Яаков-патриарх, король Давид и Мошиах, чье имя Менахем.

Понятно, что с Яаковом тесно связан и рабби Акива, как это было указано в нашей книге «У истоков лурианской каббалы, Цфат, 16 век». Не только буквы имени (юд, айн, куф, бэт) повторяются здесь. Здесь также парадигмы и поведенческие модели, которые свойственны обоим этим героям.

АКИВА и ЯАКОВ

Помнит ли душа свои переживания в прежнем воплощении? Ответ — из писаний рабби Хаима Виталя. Сообщается, что душа рабби Хаима — это реинкарнация души рабби Акивы.

Рабби Акива был одним из 10 казненных Адрианом мудрецов. Его терзали раскаленными железными гребнями. Его казнь была публичной и героической. Рабби Хаим Виталь неоднократно терял сознание, когда находился при большом стечении народа. АРИ объяснил ему, что его душа запомнила ТО страдание и поэтому так реагирует на скопление масс.

Связь души с тем же кругом людей, что и прошлом воплощении

Это еще один интересный тезис. Не только буквы имени могут, повторяясь и слегка видоизменяясь, открывать нам тайну воплощения.

Также сама биография человека может в основных своих этапах повторяться. А также круг людей перемещается вместе с той душой, рождается заново и снова составляет часть жизни того же человека (см. «О двух браках и о дочери рабби Хаима Виталя»).

Итак, на нашем следующем уроке мы будем говорить о том общем, что было найдено между многими личностями древней и новой истории. Яаков в утробе матери ухватил Эйсава за пятку и тем самым сумел «вырвать» «вычленить» из этой пятки Акиву: на иврите «пятка» и есть «акев». Душа р. Акивы находилась в оболочках (клипах) Эйсава. Эта чистейшая душа должна было пройти через состояние нееврея, затем состояние еврея, сына геров, но ненавидящего науку Торы, и лишь затем удостоиться света. А потенциал ко всему этому был заключен еще в утробе, где боролись близнецы!

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter