СБП. Дни Мошиаха! 10 Нисана 5784 г., пятый день недели Мецора | 2024-04-18 07:59

Что происходит в Израиле или Ответ А.Юсфину

Замечено, что снижение уровня иудейской самоидентификации и исчезновение всякого желания ее отстаивать стало характерно для 80% израильских евреев только в самое последнее время. И хотелось бы отыскать причину этого.

23.01.2010 6301 мин.

Замечено, что снижение уровня иудейской самоидентификации и исчезновение всякого желания ее отстаивать стало характерно для 80% израильских евреев только в самое последнее время. И хотелось бы отыскать причину этого. Опросы показывают, что в современном Израиле 80% жителей определяют себя как «светские израильтяне», не более того. Что же произошло?

Сравнительно недавно, за последние двести лет, евреи сделали то, о чем предупреждал еще пророк, говоря: «Меня (то есть Всевышнего), Источник воды живой, оставили, а колодези ущербные себе вырыли, но воды они не удерживают, две эти дурные вещи сотворил Мой народ».

Сама фраза разделена на две части, это как бы два аспекта: оставление Всевышнего и поиски хорошей жизни «на стороне». Начиная с нововведений Наполеона, в мире повеяли новые ветры: равенство и свобода, демократия и эмансипация стали интересовать также и евреев, дотоле изолированных в своем обособленном мирке. Местечковый еврей вдруг почувствовал запах свободы и прогресса, услыхал об университетах и карьере, и даже те явления жизни, которые в нееврейском обществе всегда объясняли с позиций веры в Б-га, вдруг стали озвучиваться как что-то рациональное, логичное, доступное разуму и вмешательству человека.

Обе стороны медали — и возможность выдвинуться в обществе, и перспектива развить свой интеллект — показались вполне привлекательными для еврея, жившего убого, в обстановке угнетения и унижения. Читая жизнеописания евреев 18-19 веков, встречаешь грустные картины, от воспроизведения которых сжимается сердце… На этом темном фоне представители некоего загадочного Просвещения — «просвещенцы» — имели немалый успех, создавая школы по типу светских, общеобразовательных, и обманом перетягивая туда детей, обещая улучшение материальной стороны жизни всей семьи, изучение грамматики и наук и проч. Однако же, было понятно, что для поступления в университет и продвижения по служебной лестнице необходимо станет креститься (а еще раньше снять еврейский головной убор и перестать соблюдать еврейские традиции) — и вот почему широкие массы не были захвачены этой идеей. Отказ от еврейства и от Всевышнего был обязательным условием, требуемым, дабы влиться в «новую жизнь», и это отпугивало. Да не очень-то рвались принимать в свою среду талантливых евреев и сами представители «титульной нации», то есть русские в России, поляки в Польше и т.п… Антисемитизм был хотя бы тем хорош, что не позволял ассимилироваться так быстро, как стремились.

Но тут подоспели светские сионисты со своей идеей создать государство, возродить язык, провести «нормализацию» еврея, чтобы стал как все нации и народности… кто сказал, что нужно утрачивать или аннулировать свою личность, чтобы преуспеть? Давайте просто выдвинем новый имидж еврея — светского, гордого, просвещенного, культурного, который может сказать о себе только две вещи: что он живет в Израиле и говорит на иврите и является евреем.

Надо ли повторяться и утверждать, что «колодцы» эти оказались негодными, воды живой в них не обнаружилось. Личность оказалась глубже, чем попытки ее сконструировать с помощью языка и родины. Во-первых, не все захотели определить себя так, как предлагали сионисты, и получилось, что часть согласилась стать «народом израильским», а часть предпочла оставаться «народом еврейским», что само по себе звучит абсурдно, двух народов нет и не будет.

Если попытаться, согласно теории сионизма, найти общее в еврее, живущем в светском кибуце, с евреем из группы «Натурей карта» (которая не пользуется даже электричеством государства Израиль и не хочет его признать никоим образом), или понять, что объединяет уехавшего из Израиль в Лос-Анджелес с уехавшим из Израиля же в Вену, или каков общий знаменатель у Любавичского ребе и парижского религиозного деятеля (архиепископа, который является выкрестом) — ничего не получится.

С другой стороны, вся привлекательность процесса создания государства, весь пафос его воспевания и эйфория от принадлежности к нему исчезли почти сразу же, как только оно было построено, как это хорошо известно школьным учителям и воспитателям. Вот у нас и появилась географическая родина, вот и есть язык, вот и свой истэблишмент, даже своя полиция (а также воры и прочие уголовные элементы)! Гордости было немало, хоть парад гордости устраивай, но оказалось, что при наличии формы отсутствует какое бы то ни было содержание. Нравственных ценностей никто не предусмотрел для израильского модус вивенди. И вместо модус вырисовался мордус…

Не потому ли выезжает из страны гораздо больше людей, чем в нее въезжает? Взгляните на график алии и сравните его с показателем выезда — очень больно это видеть.

С другой стороны, а что такого необыкновенно морального делает, скажем, англичанин, чтобы быть англичанином? Ничего. И француз тоже. Живут, как живется. С евреями это не так. Всевышний «запрограммировал», задал тенденцию, что еврея будут пытаться истребить. Что еврей должен быть готов к самоотверженности. В израильском же современном обществе это пустые слова, их не понимают и не знают. Что приносить в жертву и зачем? Нет никакого содержания и нет никаких ценностей. Даже простой инстинкт — выжить — и тот атрофируется. Однако…

Подменить внутреннее глубокое содержание личности, которое заключено в слове «еврей», сионизму и его идеологии не удалось. И вот — в последнее десятилетие пошла волна возвращения тысяч евреев к «тшуве», к своим еврейским корням.

Комментарии: 10 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter