СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 17:44

Баал-Шем-Тов — мост в Освобождение

Многому еще можно удивляться на этой земле, где в условиях непрерывных войн, ведущихся против Израиля, продолжает цвести земля, принося плоды невиданной красоты, в количествах, которыми можно накормить не только наш народ.

6318 (0) мин.

Бывало ли у вас, что, живя в городе, вы однажды сворачиваете с привычного маршрута, и неожиданно для себя открываете целый новый мир улиц, домов, деревьев и цветов, полных особой красоты и смысла? И выходя из дома, вы сворачиваете опять на эту дорогу, чтобы вновь и вновь испытать радостные ощущения и эмоции, которые подарило вам это место. Иногда эти новые ощущения позволяют по-новому взглянуть на хорошо знакомые ранее места, пересмотрев свое отношение к ним. И это лишь усиливает их значимость.

Подобное ощущение появляется, когда ты знакомишься с учением основателя хасидизма Баал-Шем-Това, к имени которого не случайно добавляют титул «кадош» — святой. Именно он открыл новые краски и оттенки в хорошо известной картине духовного еврейского мировоззрения, что позволило вернуть к еврейству многих, казалось бы, навсегда забывших о нем.

Баал-Шем-Тов превратил постоянные будни духовной работы евреев в жизнь, играющую всеми цветами радуги, в жизнь, где в основном преобладают радостные тона. Для евреев, ведущих тяжелую жизнь в изгнании, это имело особое значение. Не случайно течение хасидизма, как его стали называть, возникло на территории Волыни и Подолии, где евреи незадолго до того испытали потрясение от погромов Богдана Хмельницкого…

Основатель — рабби Исроэль бен Элиезер Баал-Шем-Тов — БеШТ (1698-1760). Но это было потом… Биография же этой необычной личности, в настоящее время достаточно хорошо известная, содержит разные этапы.

Начал свой путь Исроэль бен Элиезер как член, а затем и глава союза скрытых праведников, или «нистарим», как их называли на иврите. Это были евреи, величайшие знатоки Торы и ее внутренней части Каббалы, которые скрывали свои знания от других, выдавая себя за простых рабочих. Чем это было вызвано? Вот одна из версий.

В нашей истории неоднократно происходило насильственное обращение евреев в чужую веру. Евреев пытались обратить в христианство разными методами. Бывало не раз на базарной площади в христианский праздник священник, становясь на помост, начинал убеждать евреев креститься, доказывая преимущества христианства, предлагая евреям участвовать в диспуте. И тогда неожиданно выступал простой еврей, сапожник, например, который, используя цитаты священных еврейских книг, на разных языках, опровергал доказательства священника. Для собравшихся на площади людей это выглядело намного сильнее диспута с участием раввина, признанного знатока Торы. Владея тайнами Каббалы, эти праведники появлялись в свое время в нужном месте, где евреям грозила опасность погрома или обращения в христианство. Они преданно защищали свою веру и собратьев от грозящей им опасности, готовые жертвовать своей жизнью. Главой такого общества был в свое время и Исроэль бен Элиезер, ставший в будущем основателем хасидизма.

Спустя какое-то время Исроэль бен Элиезер стал известен, как чудотворец, исцеляющий духовные и физические раны, праведник и мудрец, раскрывающий новую форму служения Творцу, спешащий всегда на помощь нуждающимся евреям, чувствуя их души на расстоянии так, что о нем стали говорить: «Он видит мир от края и до края». Его благословение поднимало больных, исцеляло бесплодных. Его стали называть Баал-Шем-Тов, что на иврите означает «Владеющий Именем», то есть знаток тайных Имен Творца. Немногие праведники в еврейской истории удостаивались этого имени, доказав на деле свои особые способности. Многие из рассказов о Баал-Шем-Тове напоминают сказку, в которой добро побеждает зло. Но для тех, кто освоил Каббалу, объясняющую устройство мироздания и цели человека в нем, это реальность событий, в которых участвуют праведники, люди высочайших духовных возможностей, благословение которых обладает особой силой, их связь с духовными мирами позволяет получать нужную информацию и влиять на события.

Роль Имен Всевышнего может быть понята из известного высказывания Баал-Шем-Това о роли еврейского алфавита. Будучи величайшим знатоком Каббалы Баал-Шем-Тов писал: «В каждой еврейской букве есть миры, и души, и Всевышний. Они восходят, и соединяются и объединяются друг с другом, и получается слово». Из Каббалы известно, что каждая буква еврейского алфавита представляет собой энергетический интеллект, источник духовной энергии, обладающий необычными характеристиками. Среди них есть число, называемое гематрией. Много книг посвящено великой и таинственной силе букв иврита, названного Святым Языком. В основе каждой буквы — духовная энергия, последовательно от Творца нисходящая в наш материальный мир, к каждому ее творению. Каббала учит, что все здесь в материальном мире живет благодаря своему имени на Святом языке, что это имя отражает саму внутреннюю сущность творения. Слова, обозначающие на иврите Имена Всевышнего, обладают особой Силой, поэтому человек, умеющий ими пользоваться, становился чудотворцем, за что ему и присваивали имя Баал-Шем-Тов.

Последующие за Баал-Шем-Товом девять поколений хасидских и любавичских ребе, биографии которых достаточно хорошо известны и документированы благодаря их ученикам, все до одного подтверждали своей жизнью и умениями, что они обладают особыми способностями получать информацию и оказывать помощь нуждающимся в ней, которые науке не известны. Благодаря этим мудрецам и праведникам, начиная с Баал-Шем-Това, основателя хасидизма и в дальнейшем лидерам движения ХаБаД, особенно нашему современнику Любавичскому Ребе, необычные чудеса, производимые ими, перешли практически в разряд тех фактов, о которых стало широко известно во всем мире, и мимо которых уже не может проходить наука. Что же, пора науке не прятать голову в песок, как страус, отключаясь от этих открытых чудес, повторяя, что этого не может быть, как будто от этого они перестанут существовать.

Вернемся к тому, от кого пошло все это раскрытие чудес, к Баал-Шем-Тову, так как роль первопроходца всегда особенно трудна и значима. Высокая праведность Баал-Шем-Това, его особая духовная сила, привлекали к нему людей, их покоряли его идеи, мудрость и любовь к простым евреям. Баал-Шем-Тов учит, что каждый человек может достичь духовных высот путем молитв, постоянного стремления облагородить жизнь преданностью Б-гу, добротой и любовью к любому творению.

В окружающей Природе, в каждом ее творении, по Баал-Шем-Тову есть Божественное Присутствие, которое дарит людям чувство любви и радости, не сравнимое ни с чем. Многим знакомы особые мгновения радости, вызванные картиной природы. Один запомнил на всю жизнь вид снежного леса утром, залитого потоками света, струящегося между деревьев. Кто-то увидел особую красоту в скалах и камнях, что дух от этого захватило… Не случайно японцы создают сады камней, где люди проводят долгие часы, созерцая эту красоту. Приучаясь чувствовать Природу, Божественное Присутствие в каждом ее творении, человек начинает чувствовать себя под защитой Творца, а это так было нужно простому еврею, живущему в нашем сложном, противоречивом полном опасности мире. Природа и все происходящее в ней по Баал-Шем-Тову — наш Мудрый Учитель, помогающий раскрывать нам ее тайны и цели мироздания. Каждый камень, растение или живое существо имеют частицу духовности и свой уровень сознания, не говоря уже о таких светилах, как Солнце и Луна. Любавичский Ребе расширил учение Баал-Шем-Това, показав на примерах, что раскрытию Божествнного Присутствия кроме Природы, помогает наука, техника, и все происходящее с нами, сама жизнь.

Баал-Шем-Тов говорит: «Всевышний любит каждого еврея так, как отец и мать любят своего единственного сына, который родился у них на склоне лет. И даже более того». Баал-Шем-Тов не только говорит это, но и сам проявляет неустанно эту любовь к любому еврею, кто нуждался в его помощи, и это не могло не отзываться в их сердцах. Он учит евреев простым истинам, например, как вредит им гордость, или как помогает заповедь «цдака», оказание помощи другому еврею, которая равносильна по своему действию все остальным заповедям вместе взятым. Он учит, что любой грешник и неуч может своей искренней любовью и служением Творцу не только исправиться, но и достичь высочайших духовных уровней, на который обычный праведник и подняться не мог. Возможно, именно все это мешало ревнителям учености, которая всегда высоко ценилась в иудаизме, принять новые идеи хасидизма. Противников этого учения стали просто называть «митнагдим», что на иврите означает «противники» или «несогласные». Что ж можно понять мудреца, потратившего долгие годы жизни на постижение тайн Торы, для которого еврей, не умеющий даже читать эту священную книгу, не будет восприниматься как столь же благочестивый, как он, даже если он жертвует постоянно на благо других евреев. Но, тем не менее, именно последователей Баал-Шем-Това стали называть хасидами, то есть благочестивыми.

Напомню, что сам Баал-Шем-Тов получил свое имя от народа, доказав ему многократно на практике свои необычные способности видеть все «от края до края», что позволяло ему всегда принимать единственно правильное решение, помогая или давая кому-то совет. Именно эти нестандартные способности и пророческий дар основателя хасидизма Баал-Шем-Това и вслед за ним всех Ребе, возглавлявших это направление из поколения в поколение, включая нашего современника Любавичского Ребе, позволяет с особым доверием относится к этому учению, раскрывшего для всех евреев тайны Торы, известные раньше лишь избранным.

Но, бесспорно, главным в учении Баал-Шем-Това было открытие простому еврею тайну молящегося сердца и ее роль в приближении Геулы или Освобождения мира от сил зла. Приближение Геулы — это стало центральной идеей всего нового направления, рожденного Баал-Шем-Товом, и развитого далее его последователями. Благодаря этому направлению, размышления о Геуле, оживили вновь древнее еврейское учение, напомнив всем о том, что, являясь целью мироздания, согласно нашим священным книгам мир, лишенный зла, должен наступить в новом 7-ом тысячелетии, которое, подобно шабату, наступающему с вечера, уже близко к своему раскрытию к концу шестого тысячелетия. Напомню, что сегодня по еврейскому календарю наступил 5768 год. Любавичский Ребе, сравнивая время, оставшееся условно до наступления Новой Эры, со временем, оставшимся до полуночи, обозначает его 11:59:59. Начиная с 1951 года, Ребе множество раз — не сосчитать! — провозглашает, что наше поколение, то есть мы с вами — поколение полного Освобождения, что об этом свидетельствуют все события, происходящие в мире, и что от каждого из нас зависит его приближение. Ребе подчеркивает, что каждый еврей, надевший тфиллин, положивший хотя бы одну монетку в копилку цдаки, или еврейка, зажегшая субботние или праздничные свечи — наполняют весь мир новым светом, приближая Освобождение.

Последователь Баал-Шем-Това, автор «Тании», рабби Шнеур Залман раскрыл роль интеллекта, связь мозга и сердца в приближении к Творцу, что характерно для периода Геулы или Освобождения. Это отразилось в названии ХаБаД, (аббревиатура «Хохма» — Мудрость, «Бина» — Понимание и «Даат» — Знание), которое сегодня знакомо многим и как Любавичское движение, по месту, где оно зародилось. Это послужило мощным толчком к продвижению многих евреев по пути, ведущему к Освобождению, и в свою очередь помогало им наполнить жизнь живой радостью и ощущением смысла жизни.

Какие признаки свидетельствуют о приближении этого времени? В наших священных книгах периоду Геулы уделено много внимания. Главным его признаком является возвращение из изгнания евреев со всего мира на Святую Землю, где им была вручена через Моше Всевышним Тора. То есть мы с вами, приехавшие и разных точек бывшего Союза, не говоря уже о других странах Европы, Америки, Азии, являемся живыми участниками важнейшего в истории цивилизации процесса. Об этом времени молились долгие века наши предки, о нем мечтали и другие народы, о чем свидетельствуют их сказки, в которых добро всегда побеждает зло, а героями считаются те, кто готов сражаться за справедливость.

Сама Земля Израиля расцветет, что также служит доказательством наступления Геулы, предсказанное нашим духовным учением. И многие из нас восприняли как чудо эту Землю, на которой так буйно все цветет в условиях полной засухи с точки зрения Украины, где отсутствие дождей все лето вело за собой голод. Чудом для многих из нас было отсутствие проблем с водой, тогда как на Дальнем Востоке, крае богатом полноводными реками, летом вода в домах подключалась всего на два часа. Многому еще можно удивляться на этой земле, где в условиях непрерывных войн, ведущихся против Израиля, продолжает цвести земля, принося плоды невиданной красоты, в количествах, которыми можно накормить не только наш народ. Что же, достаточно серьезные признаки, подтверждающие наступление Геулы, центральной идеи в учении Баал-Шем-Това и его последователей. Для науки, исполнение предсказаний, да еще таких не простых, как участие более миллиона евреев из России переехавших в Израиль, не говоря уже о других странах, может служить доказательством того, что теория верна.

Значимость личности и ее учения познается со временем. Распространение сегодня идей, заложенных Святым Баал-Шем-Товом, по всему земному шару, где находятся евреи, позволяет лучше оценить особую роль еврейства в период Освобождения, а также лучше оценить события современности, раскрывающих этот период. В конце жизни Баал-Шем-Това сотни его учеников съезжались к нему из далеких местечек и городов Украины, Белоруссии и Польши. У его последователя, нашего современника Любавичский Ребе, в благотворительной акции по привлечению евреев к заповеди «цдака», о которой мы уже упоминали выше, участвовало свыше пяти миллионов евреев со всего мира. Трудно оценить сегодня количество центров во всем мире, распространяющих идеи Баал-Шем-Това и его последователей: тысячи Бейт-Хабадов, интернетовские сайты, газеты, радио и телевидение.

Вы можете достать любую книгу Любавичского Ребе, портреты которого с подписями «Король-Мошиах» можно увидеть на рекламном стенде в любом месте Израиля, и самому познакомиться с мудростью праведника и пророка, помогающему каждому найти ответы на интересующие его вопросы о Б-ге, человеке, обществе в современных условиях. Так же легко каждый может познакомиться с мнением Ребе о безопасности Израиля и тем, как этому можно помочь. Ему принадлежит обобщение учения хасидизма с современностью, философией и наукой. Не случайно Ребе, единственный из мудрецов Торы, долгие годы потратил на изучение светских наук. Любавичский Ребе открыл перед каждым возможность стать свидетелем Божественного Провидения, получив ответы с помощью «Игрот Кодеш» («Святые послания») на волнующий его вопрос, о чем можно получить информацию в любом Бейт-ХаБаДе. Об этом я писала три года назад в статье «Кто Вы, Любавичский Ребе?» Участие в этих чудесах — это сегодняшняя реальность, связанная с особым периодом, в котором мы живем, наступлением Геулы, когда должно возникнуть единство между человеком и Б-гом, а это и есть цель, которая поставлена Всевышним перед человеком на земле. Совет Ребе всегда глубоко индивидуален и помогает каждому преодолеть возникающие перед ним трудности. Получая совет от главы нашего поколения, вы почувствуете, что Ребе, как и Баал-Шем-Тов искренне любит любого еврея и готов помочь ему.

Ну а что ж зло, которое бушует повсеместно, и не хочет сдавать свои позиции? Да оно зависит от нас, от нашего участия в этом процессе. Одно доброе дело, которое свершит кто-то из нас, может по Рамбаму перевесить весь мир в сторону добра. Не стоит забывать об этом. А для тех, кто продолжает сомневаться в силе добра в период Геулы, я хочу напомнить о недавнем важнейшем для всего цивилизованного мира событии: как на наших глазах практически бескровно распалась всесильная атеистическая коммунистическая партия, рухнул железный занавес, и мы с вами вдруг оказались на свободе. Воспользуемся ею грамотно, поможем раскрытию Геулы, защитим наш Иерусалим и нашу Святую Землю, на которую нас вернул Всевышний.

Когда я начала писать эту статью, ко мне в руки попала статья «Подарок с небес» о чудесной передаче потомку Баал-Шем-Това в Иерусалиме тфиллина. Из этого материала следует, что основатель хасидизма и сегодня участвует в чудесах. Знакомство с жизнью и деятельностью хасидских и любавичских ребе позволяет уже не удивляться этому. Высочайшие праведники еврейского народа постоянно помогают нам преодолеть трудности этого времени, помогают нам раскрыть Всевышнего, что является главной целью Геулы. А пока сердце ваше этого не подсказывает, доверьтесь разуму, который выше эмоций. Об этом подробно пишет в «Тании» основатель ХаБаДа, о чем выше уже упоминалось. Читайте наши духовные источники, читайте о наших праведниках, задавайте волнующие вас вопросы Ребе — все это подключает вас к главному источнику духовной энергии и света — к Источнику жизни на Земле. Я это пишу по своему опыту. Вы это скоро почувствуете сами, и уже ничто не убедит вас в том, что Б-га нет, и Он не заботится о нас.

Опубликовано: 12.09.2008 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter