Что произойдет с народами мира?

21.08.2005 | 24016 | | (13)
Источник: «Ликутей Сихот» том 23, стр. 172-181
Что произойдет с народами мира?

В недельной главе Торы «Бамидбар» (24:14) приводится пророчество Билама о будущем времени (после прихода Мошиаха) в котором говорится, что Мошиах «разгромит всех сынов Шета». Существует два комментария о том, как следует понимать эти слов. Онкелус переводит эту фразу: «и будет править над всем родом человеческим», тогда как согласно комментарию Эвен-Эзра и других мудрецов народы мира будут уничтожены.

На первый взгляд кажется, что эти мнения противоречат друг другу относительно того, что произойдет с народами мира после прихода Мошиаха — останутся ли они, или исчезнут с лица земли.

Также мы видим, что второй комментарий противоречит многочисленным пророчествам, согласно которым: «в последствии дней утвердится гора дома Г-сподня и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: «давайте взойдем на гору Г-сподню, в дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его». И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам» (Йешаяу 2:2). А также «А Я (знаю) деяния их и мысли их, приходит (время) собрать все народы и языки, и придут они, и увидят славу Мою. И Я сделаю среди них знамение, и пошлю спасенных из них к народам» (Йешаяу 68:18). «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и станут люди призывать имя Г-спода и будут служить Ему все вместе» (Цфанья, 3:9).

В пророчестве Захарии сказано: «И будет во всей земле, — слово Г-спода: две части в ней истреблены будут и умрут, а третья останется в ней». Мидраш объясняет, что третья часть — это евреи и получается, что в будущем погибнут две трети населения, то есть народы мира.

Из этого следует, что комментарий Эвен-Эзры согласуется с пророчеством Захарии.

Но как может быть, что пророчество Захарии противоречит всем остальным пророчествам, согласно которым в будущем останутся народы мира?

В Талмуде (трактат «Санедрин» 111а) приводится спор мудрецов, как понимать слова «третья останется в ней». Один мудрец, Реш-Лакиш, говорит, что треть — это третья часть от Шема, а рабби Йоханан возражает ему и говорит, что это третья часть от Ноаха.

Есть комментаторы, которые считают, что согласно мнению рабби Йоханана народы мира входят в третью честь, которые останутся на земле. Но это трудно принять, так как большинство комментаторов считают, что говорится о евреях. Кроме того, согласно всем объяснениям, Реш-Лакиш утверждает, что в будущем не останется народов мира.

Теперь обратимся к законодательной части Торы.

РАМБАМ пишет в «Законах о Королях», что Мошиах «исправит весь мир и все будут вместе служить Б-гу». После этого РАМБАМ приводит пророчество Йешаяу: «И будет жить волк рядом с овцой и барс будет лежать рядов с ягненком» смысл которого в том, что Израиль будет жить в мире с неевреями.

Эти действия Мошиаха по исправлению мира не только являются признаками, по которым мы можем опознать его, а это важно и до прихода Мошиаха согласно тому, что РАМБАМ пишет: «приказал Г-сподь через Моше-рабейну заставить весь мир принять все заповеди, которые были даны Ноаху». И так как Мошиах должен будет исправлять весь мир, то, заставляя народы мира соблюдать 7 заповедей Бней Ноах, мы подготавливаем приход Мошиаха.

Чтобы понять все это, рассмотрим слова «две части в ней истреблены будут». Как может быть, что в будущем погибнут все народы, ведь «Добр Б-г ко всем, милости Его на всех творениях Его»?

Хотя мы видим, что в прошлом были случаи, когда Всевышний собирался уничтожить население земли («Конец всякой плоти настал… вот я истребляю их с земли», «И стер Он все сущее, что на поверхности земли»), но это было из-за того, что «наполнилась земля кривдой» и «извратила всякая плоть свой путь на земле».

Но из слов пророчества явствует, что в нем не говорится о наказании преступников среди народов мира, а об уничтожении всего человечества, включая «благочестивых среди народов мира» которые соблюдают 7 заповедей Бней Ноах.

Кроме того, когда мы говорим о наказаниях в прошлом, то имеется в виду время изгнания, когда мир покрывал мрак. Но в будущем, когда все увидят свет Всевышнего, для чего нужно уничтожать народы мира?

Можно было предположить, что речь идет не о физическом истреблении, а о том, что в будущем народы мира перестанут производить потомство и вымрут сами по себе. Известно, что сила деторождения дается от Всевышнего, а человек сам по себе не обладает этой силой.

Но это объяснение неприемлемое, так как после того как в будущем «все будут вместе служить Б-гу» непонятно по какой причине Всевышний лишит народы мира силы деторождения. Кроме этого, есть многочисленные свидетельства о том, что народы мира останутся.

Отсюда необходимо сделать вывод, что все объяснения, что в будущем народы мира исчезнут с лица земли нельзя понимать буквально. И спор о том, сколько людей останется, нужно понимать как объяснение того, каким образом это произойдет.

После наступления освобождения, когда наступит раскрытие Всевышнего в мире, зло совершенно исчезнет с лица земли. И понятно, что среди народов мира не будет ни злодеев, ни противников Творца.

Но так как Освобождение наступит главным образом для евреев, то следует отметить, что изменение состояния мира связано с освобождением евреев. Это перекликается с тем, что создание мира произошло для евреев.

И так следует понимать спор мудрецов: будут ли народы мира ощущать для себя Освобождение как следствие Освобождения евреев, либо они будут чувствовать Освобождение как свое собственное.

Согласно первому подходу, Освобождение в мире произойдет только для евреев — чтобы евреи могли учить Тору и соблюдать заповеди в совершенстве. Поэтому недостаточно чтобы прекратился гнет народом против евреев, а весь мир должен быть исправлен и тогда он будет подходящим местом для евреев.

Можно также предположить, что Освобождение имеет отношение и ко всему миру, а не только является частью освобождения евреев. То есть во всем мире, в каждой его детали, будет видно, что намерение Творца при его создании было в очищении мира.

Теперь становится понятно, что в соответствии с этими двумя подходами можно объяснить смысл фразы «разгромит всех сынов Шета».

В соответствии с первым подходом, согласно которому Освобождение в мире произойдет только для евреев, получается, что существование народов мира как таковое прекратится — «истреблены будут и умрут». И не только как народы, а также как и отдельные индивидуумы.

Но в соответствии со вторым подходом, согласно которому Освобождение имеет отношение ко всему миру, получается, что в будущем народы мира останутся и их существование не прекратится.

Закон в этом вопросе устанавливает РАМБАМ, который придерживается второго подхода. Это видно также из слов РАМБАМа, что «каждый, кто принял на себя семь заповедей и пунктуально их выполняет, относится к праведникам народов мира и имеет долю в Будущем мире; но только в том случае, если он принял их и выполняет потому, что так повелел Всевышний в Торе, сообщив нам через Моше-рабейну». То есть во время Дарования Торы произошло изменение в выполнении 7 заповедей (которые были известны и до этого). Это изменение заключается в том, что народы мира стали значимы сами по себе и получили возможность заработать долю в Будущем мире.

И об этом пишет Алтер Ребе в «Тании» (36 глава): «…тогда будет очищена материальная сторона тела и мира, и они смогут принять явный свет Всевышнего, который будет светить евреям через Тору и от преобладания отражения этого света, светящего евреям, будет светить также и тьма народов мира».

Когда в будущем раскроется истина Всевышнего в мире, все создания в мире почувствуют это — поймут, что у нет своего существования. Именно об этом говорится, что Мошиах «разгромит всех сынов Шета» — он покажет им, что все их существование — ничто; он разломает их оболочку и сделает их вместилищем для принятия света Всевышнего.

Надо добавить, что когда Всевышний будет править надо всей землей, будет различие между евреями и народами мира. Все создания в мире, включая народы мира, являются существами, которые создал Всевышний как пишет РАМБАМ: «все существа на небе и на земле, а также между ними, не существуют иначе, чем в силу истинности Его существования». Но что касается евреев, то про них сказано: «Евреи и Всевышний едины».

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Последние статьи в подразделе Статьи:
Система Orphus