Гиюр истинный и подложный

19.09.2007 | 10496 | (30)
Гиюр истинный и подложный

Понятие гиюра существует с момента дарования Торы на горе Синай, так как является одной из 613 заповедей. И хотя есть упоминания о гиюре и до дарования Торы, статус и незыблемость заповеди Творца гиюр приобретает именно при Синайском откровении.

Что же такое «гиюр»? Является ли это только изменением вероисповедания, или здесь присутствует и переход в другую национальность? Почему современный гиюр ассоциируется с фальсификацией и обманом? Как относятся евреи к неофитам? Попытаемся ответить на эти вопросы в нашем коротком очерке.

Еврейская национальность — это национальность, определяемая Торой. До дарования Торы, Всевышний «собственноручно» выбирал и определял евреев. Так Всевышний решил, что именно Ицхак наследует Авраама, а из двух братьев близнецов (Эйсав и Яаков) — один еврей, а другой нет. При даровании Торы определение еврейства приобрело вечные и четкие рамки — евреем является человек рожденный от матери еврейки, или принявший гиюр по закону Торы. Таким образом, человек, принимающий гиюр, изменяет свою национальную принадлежность, и с момента гиюра является не только иудеем по вероисповеданию, но и евреем по национальности (которая, в отличие от других, определяется Торой, как было выше упомянуто).

Испокон веков в еврейских источниках различаются истинные геры (неофиты) «герей цедек» от «навязавшихся» геров, «герим грурим». Объясним по порядку оба понятия.

Истинный гиюр

Истинный гиюр полностью инициирован неевреем. По законам Торы строго запрещено зазывать неофитов, или даже намекать им на путь гиюра, как предпочтительный. Тора описывает человечество, разделенным на нации, по замыслу Всевышнего. У каждого народа — свой праотец основатель. Иногда, жизни «отцов наций» посвящены в Торе многие страницы. Это подчеркивает их важность, как «глобальных» людей, отчего и их жизненные события приобретают общий характер. У каждого народа свой ангел. У каждого народа своя миссия на земле. Если евреи избраны Б-гом, чтобы служить Ему исполнением 613-и заповедей, то от неевреев Всевышний ожидает служение, в виде 7 заповедей сыновей Ноаха. Национальные рамки святы и незыблемы, в особенности граница между евреями и другими народами. Тот, кто пытается стушевать эти разграничения, борется с самим Творцом. В свете этого ясно, почему еврею ни в коем случае не разрешается приглашать неофитов.

Истинный гиюр состоит из двух фундаментальных частей: искренность намерений неофита и принятие обязанности исполнения всех заповедей Торы.

Искренность неофита означает, что единственной целью принятия гиюра для него является приближение к еврейскому Б-гу и служение ему по «еврейским требованиям». Если вместо (или даже вместе) этого мотива выступает любое другое соображение — такой человек уже попадает под определение «навязавшегося гера», которое буде ниже описано. Чуждыми мотивами могут служить как самые меркантильные помыслы (матримониальные, финансовые, социальные), так и самые возвышенные (увлечение еврейской историей и философией, национальным характером, любовь к государству Израиль, духовные переживания, связанные с евреями и т.д.). Также, как в постулате единства Б-га, еврею запрещено примешивать любые другие понятия, даже духовные и возвышенные, так и желающий стать неофитом не должен прибавлять к единству еврейского Б-га, как к мотиву гиюра, ничего чуждого.

Обязанность выяснения искренности мотивов неофита лежит на раввинском суде. Еще до диалога с самим кандидатом, судьи обязаны любым методом удостовериться, что претендентом не движут побочные намерения. Если подобные мотивы обнаружены — кандидату должно быть отказано в гиюре (до слушания его претензии).

Второй часть истинного гиюра является принятие обязанности исполнения заповедей. Еврейский религиозный образ жизни предполагает великое множество запретов и указаний, относящихся как к духовным сферам человеческой деятельности, так и к самым обыденным. Неофит обязан принять на себя исполнение всех еврейских законов, имеющих к нему отношение. Если даже один пункт еврейского законодательства показался ему неприемлемым, или необязательным, гиюр не засчитывается. Важно отметить, что еврей по происхождению никогда не проходит подобную процедуру принятия исполнения заповедей, и его еврейство от нее не зависит. Поэтому и нерелигиозный еврей, и еврей-атеист, никоим образом не становятся «меньше» евреями по факту неисполнения заповедей.

Еще важным моментов в истинном гиюре является готовность претендента полностью порвать со своим прошлым. Речь идет не только об образе жизни, но и буквально о родственных связях. «Новообщенный гер похож на новорожденного ребенка», гласит Талмуд. По букве закона, если брат и сестра прошли гиюр — они родственниками больше не являются, и теоретически могли бы пожениться. Однако мудрецы запретили это, «чтобы не говорили, будто гер деградировал в уровне своей святости по прошествии гиюра».

Подложный гиюр

В свете вышесказанного ставится понятным явление «навязавшихся» геров. Эти люди не подходят в истинные геры, как минимум по одному из двух вышеупомянутых принципов: либо они преследуют меркантильные цели, либо не намереваются исполнять заповеди. Таких навязавшихся геров было за еврейскую историю великое множество, во много раз больше, чем истинных. Практически каждый подъем еврейской государственности, каждый всплеск военной мощи, прибивал к еврейским берегам сотни тысяч неискренних неофитов. И обычно таким же мимолетным и несерьезным, как их приход к евреям, было и обратное движение — эти люди не задерживались в евреях больше одного-двух поколений.

Моральный облик «навязавшегося» нетрудно представить. Это — мелкий обыватель и приспособленец. Если истинные геры всегда являлись яркими личностями, готовыми поспорить с судьбой, и всегда идти вопреки выгоде, вопреки логике, то неискренние геры — это толпа, для которой важнее всего быть со всеми и как все. Ярчайший пример таких людей — нееврейские иммигранты в современном Израиле, наспех «огиюренные» по указке сверху.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Народы мира » Гиюр (другие статьи):