О заповеди почитания родителей

25.01.2006 | 6548 | (2)

В предыдущей статье говорилось, что «Кибуд Ав ваЭм» — заповедь почитания отца и матери является составной частью самой первой из семи заповедей, обязательных для народов мира — заповеди о заселении мира, которую Талмуд называет «Динин» — суды. В Торе содержится много примеров наказания и награды за неисполнение и исполнение, соответственно, этой важнейшей заповеди.

Мы знаем, как было наказано потомство Хама (прародитель всех чернокожих людей) за то, что он «опозорил своего отца» комм. РАШИ на Берейшит 9:23] — ведь именно из-за этого греха наказание получили все его потомки, как сказано: «Так поведет царь Ашура (Ассирии) пленников из Мицраима (Египта) и изгнанников из Куша (Эфиопии), юношей и старцев, нагими и босыми и с обнаженными ягодицами». Мы помним, что написано о Лаване, брате Ривки — «злодей, ведь опередил ответом своего отца» комм. РАШИ на Берейшит 24:50].

В Торе прямо сказано (Дварим 27:17): «Проклят позорящий отца своего и мать свою». И, напротив, благословение, полученное Шемом (прародитель всей белой расы) и Йефетом (прародитель всей азиатской расы) служит ярким примером награды за то почитание своего отца, которое они проявляли (см. Берейшит 9:23). Однако самой огромной наградой, полученной кем-либо и когда-либо за почитание отца является награда Эсава, он же Эдом (родоначальник всех западно-европейских народов) — в Талмуде прямо говорится, что никто и никогда не оказывал своему отцу таких почестей, как Эсав (см. предыдущую статью) — величину его награды можно видеть на примере благословения, дарованного всем его потомкам даже и сегодня.

Но попробуем разобраться, в чем же состоит эта заповедь почитания отца и матери, за которую полагается такая награда либо наказание?

Строго говоря, в отношении родителей существует две заповеди. В одном из библейских отрывков (Ваикра 19:3) сказано: «Всякий мужчина матери своей и отца своего бойтесь». Десять же заповедей дают нам наставление (Шмот 20:12): «Чти отца своего и мать свою». Прежде всего, почему, когда Тора повелевает бояться родителей, мать названа прежде отца, в то время как в стихе, где говорится об обязанности чтить своих родителей, первым назван отец?

Дело в том, что дети, как правило, боятся матери меньше, чем отца, и поэтому Тора в данном случае ставит мать на первое место. С другой стороны, ребенку от природы свойственно чтить мать больше, чем отца, и потому в Торе, когда дается повеление чтить своих родителей, отец поставлен на первое место. Все это сказано для того, чтобы мы почитали родителей и благоговели перед ними одинаково. Единственное исключение — это случай, когда мать и отец одновременно дают своему ребенку разные поручения, в такой ситуации он должен сперва выполнить поручение отца, ибо мать тоже обязана чтить своего мужа. Если же отец и мать живут порознь, ребенок обязан выполнять в первую очередь поручение того из родителей, с кем живет либо проводит большую часть времени.

Какова же разница между «бояться» и «чтить»?

«Бояться» означает не перечить словам родителей и не подтверждать их слова, произнося: «Мой отец говорит верно!» или «Мне кажется, что отец прав» — это нарушение заповеди бояться родителей, так как чадо не имеет права давать какую-бы то ни было оценку словам своих родителей. Нельзя стоять или сидеть на месте, которое особо отведено для кого-то из родителей (как дома, так и в любых общественных местах).

«Чтить» означает, что дети должны смотреть за тем, чтобы их родители были обеспечены едой, одеждой и кровом, и заботиться о них, проявлять к ним внимание. Так, их кормят и помогают им одеваться, если они в этом нуждаются, встречают их, когда они приходят в дом детей, и провожают, когда они уходят. Причем очень важно, делать все это доброжелательно, с приветливым выражением лица. Говорят мудрецы, что даже если чадо ежедневно кормит своего отца самой изысканной и вкусной пищей, но делает это сердито, с раздражением — Всевышний наказывает его.

До какой степени дети обязаны почитать родителей? Даже если отец или мать возьмет у своего сына (дочери) принадлежащую ему (ей) полную сумку золотых монет и выбросит ее в море прямо у чада на глазах, то нельзя выставить родителей на позор, сокрушаться перед ними из-за этого или разгневаться на них. Следует снести обиду молча, убоявшись Всемогущего, повелевшего об этой заповеди.

До какой степени дети обязаны бояться родителей? Даже если отец или мать при людях подойдет к своему сыну (или дочери) и разорвет на нем одежду, оскорбит или даже ударит его, то нельзя выставить родителей на позор или как-либо еще причинить им огорчение. Следует снести обиду молча, убоявшись Всемогущего, повелевшего об этой заповеди. Однако, если родитель причиняет своему отпрыску убытки, то разрешается призвать его в суд.

Хотя заповедь относится как к сыну, так и к дочери, написано (Ваикра 19:3): «Всякий мужчина матери своей и отца своего бойтесь». Тора употребляет здесь слово мужчина, дабы научить нас, что мужчина всегда должен слушаться своих родителей, в то время как девушка, выйдя замуж, подчиняется прежде всего своему мужу. Ее обязанности в отношении родителей отходят на второй план. Она продолжает исполнять их, только если это не вызывает недовольство мужа. Поэтому, если замужняя девушка получает противоположные повеления от мужа и от родителей, она обязана выполнить желание своего мужа прежде родительской воли.

Некоторые частные моменты выполнения заповеди:

Дети обязаны разговаривать с родителями стоя.

Детям запрещается будить родителей без веской причины.

Если ребенок просит кого-то об одолжении и знает, что его просьба будет исполнена в любом случае — обращается ли он от своего имени или от имени своего отца — следует обратиться от имени отца, чтобы таким образом проявить к нему свое почтение.

Когда мать говорит чаду: «Сделай то-то и то-то», и ребенок исполняет ее просьбу, а потом приходит отец и спрашивает: «Кто просил тебя делать это?!», чадо должно взять всю ответственность на себя и не говорить, что сделало это по просьбе матери, если знает, что отец рассердится на нее.

И даже если отец негодяй и нечестивец, беззастенчиво нарушающий семь заповедей, дети тем не менее обязаны почитать и бояться его. Самое большее, на что имеет право чадо, увидев, что отец поступает неправильно, это спросить его: «Отец, не написано ли в Библии то-то и то-то?» Иными словами, не упрекать отца, а просто задать ему вопрос — то есть поступить тактично.

Детям запрещается позорить своих родителей. Этот запрет относится не только к тому, кто явно неуважительно отзывается о своих родителях, но и к тому, кто проявляет это лишь намеком.

Заповедь о почитании родителей обязательна не только для детей, но и для внуков, правнуков и даже праправнуков, то есть распространяется на четыре поколения. Но все же обязанность почитать отца и мать важнее обязанности почитать деда и бабушку.

Библейский закон запрещает отцу бить своих совершеннолетних детей: таковыми считаются девочка, достигшая двенадцати лет и мальчик, достигший тринадцати лет. Также отец не имеет права создавать в семье тяжелую атмосферу, вследствие которой возникает постоянная боязнь домашних перед ним. Надо быть снисходительным и иногда не замечать, что домашние ведут себя не так, как ему хотелось бы, и не придираться по каждому поводу, требуя уважения и безоговорочного подчинения себе.

Дети обязаны уважать отчима точно так же, как родного отца все время, пока их родная мать жива, а мачеху — точно так же, как свою родную мать все время, пока отец их жив. Согласно библейскому закону, мужчина начинает считаться отчимом с того момента, как они с матерью станут жить вместе (то есть вступят в близкие отношения). Женщина начинает считаться мачехой с того момента, как они с папой станут жить вместе (то есть вступят в близкие отношения).

Каждый, у кого есть родной или сводный старший брат, обязан проявлять к нему уважение независимо от того, брат ли он по отцу или по матери.

Библейский закон разрешает детям ослушаться родителей только в двух случаях: когда те приказывают им преступить одну из семи заповедей, обязательных для исполнения всем человечеством, или когда чадо хочет жениться (выйти замуж), а родители не дают своего согласия. Тем не менее, даже в этих двух случаях дети обязаны, по мере возможности, соблюдать заповедь о почитании родителей — не ссориться с ними, не грубить им, постоянно подчеркивать свою любовь и свое уважение к ним.

Муж обязан чтить родителей жены, равно как жена — родителей мужа.

Исполнение заповеди о почитании родителей не прекращается после их смерти. В течение 12-ти месяцев после смерти родителей дети, упоминая покойных в разговоре или в письме, должны прибавлять: «Я — искупление его (ее) смертного ложа». Это означает: я готов принять на себя муки, которые грозят душе покойного в духовных мирах. По истечении 12-ти месяцев при упоминании имени покойных родителей прибавляют: «Память о нем (о ней) благословенна на всю жизнь в будущем мире».

Тора проводит четкую параллель между почитанием родителей и чувством боязни перед ними и благоговением перед Всевышним. Смысл этого сопоставления объясняет Талмуд. Отец и мать равноправны со Всевышним в создании человека: родители создают тело ребенка, а Всевышний дает ему душу — оба «вклада» важны в равной степени, так как при отсутствии любого из них человек не может существовать. По словам мудрецов, Всевышний награждает детей за почитание родителей так же, как Он награждает за благоговение, проявленное по отношению к Нему Самому. РАДБАЗ указывает в своем комментарии на Мишнэ Тора (Сефер Мамрим 6:1), что в Иерусалимском Талмуде даже приводится, что человек должен быть более строг в деталях почитания и страха по отношению к родителям, чем в тех же аспектах по отношению ко Всевышнему. Хорошо известно, что наградой за тщательное выполнение заповеди почитания отца и матери является долголетие в этом мире, более того эта награда распространяется и на собственных потомков.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Народы мира » Законы и обычаи (другие статьи):