СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 04:33

Цена миквы...

Ты не сдержал клятву и это причина болезни твоей, теперь любимой жены. Если ты хочешь, чтобы она поправилась, немедленно внеси обещанные тобой деньги.

23.07.2014 2457 мин.

События, описанные в этой истории, начались где-то 250 лет назад в Меджибоже у Баал-Шем-Това. К нему обратились главы общины небольшого местечка, очень отдаленного от Меджибожа, с просьбой рекомендовать достойного раввина, который сможет поехать жить к ним в местечко и стать духовным лидером общины.

Они также просили учесть, что жители крайне бедны, живут в домах, которые тяжело назвать домом — это какие-то коробки со щелями в стенах и крыше. Живут впроголодь, в домах ничего нет кроме… детей. Фактически, раввина ждут большие лишения.

У Баал-Шем-Това был один ученик — человек достойный, святой, скромный и очень умный, к нему-то Ребе их и послал, попросив не говорить, что они пришли по его рекомендации. Придя к рав Йосефу и изложив ему их просьбу, они получили категорический отказ: «Как я могу поменять близость к учителю, мудрецу и праведнику и уехать Б-г знает куда? Зачем мне это?» «5000 обездоленных евреев ждут Вас. Кроме того, нам известно, что у хасидов принято обо всем советоваться с Ребе. Спросите его!»

Рав Йосеф немедленно отправился к Баал-Шем-Тову и тут его ждало потрясение. «Отправляйся туда как можно быстрее, и даю тебе мое благословение на успех во всем!», — сказал ему праведник.

Указание Ребе надо исполнять немедленно и наш хасид, загрузив в телегу свои скромные пожитки, жену и детей, уже через несколько дней покинул Меджибож. А через две недели к вечеру он благополучно прибыл по назначению.

Картина, представившаяся его взору, была очень печальной: страшно убогие трущобы и печаль в глазах их обитателей. На следующий день, встав пораньше, он побежал в синагогу, если так можно назвать эту полусгнившую трущобу. Да, настроение было не ахти. Но после экскурсии по городку, оно стало еще хуже. Самое страшное зрелище была женская миква. Развалина с грязной пустой ямой, все внутри было сломано и ремонту не подлежало.

Но хасид, должен всегда прибывать в радости. Собравшимся главам местной общины он объявил следующее:

— По еврейскому закону, постройка миквы в любом еврейском городе, предшествует постройки синагоги. Молиться можно у любого из вас в доме, можно во дворе или в поле, но женщина, после окончания месячных, запрещена мужу, пока не окунется в микву (ритуальный бассейн или естественный водоем), если не окунулась, значит заповедь «плодитесь и размножайтесь», не может быть исполнена. Под угрозой само существование нашего народа! Я не собираюсь сидеть, сложа руки, не для этого я покинул родные места и любимого Ребе! Мы обязаны построить новую микву! Есть ли в городской казне деньги? А если нет, то кто в состояние взять на себя расходы?

Ответил за всех староста: «Казна пуста, в городе живут одни бедняки, все кроме скупердяя Велвла. Он богат, деньги сделал лет 20 назад на лесе, но он никогда, ничего и никому не дает» «Мы немедленно отправляемся к нему», — сказал раввин.

Вид усадьбы говорил сам за себя — огромный домина с ухоженным двором; деньги есть, остается их получить. И рав Йосеф смело постучал в дверь. Открыл сам хозяин:

— Благословенны прибывшие! Как я рад вас приветствовать в своем доме уважаемый раввин! Располагайтесь!.. Я знаю, вы хотите, чтобы я построил для города новую микву!.. Я… согласен с удовольствием!»

Невозможно описать удивление раввина и его сопровождающих, они просто оцепенели от неожиданности. Сделав небольшую паузу, Велвл продолжил свою тираду:

— Признаюсь, это я настоял, чтобы нашим новым раввином стал ученик великого Баал-Шем-Това. Наш учитель — величайший праведник, знающий все секреты Творения и я уверен, что он поделился многими из них со своими учениками. Я построю вам микву, если вы поможете мне решить одну проблему. У меня есть жена, но мы уже давно не живем вместе, мы ненавидим друг друга. Мы оба долго мучились, а затем она просто ушла и теперь живет сама. Я хотел с ней развестись, но она делала страшные проблемы и мы по-прежнему состоим в официальном браке. Я готов дать ей много денег, даже половину того, чем я владею, но она требует… все! Она ненормальная, кто пойдет на такие условия, она хочет, чтобы я стал нищим, а ей отдать все! Вы, ученик Баал-Шем-Това — это значит, что вы наделены сверхчеловеческим даром. Помогите мне, она должна… уйти. Уйти… вы понимаете? В землю… навсегда!

Возмущенный, задыхающийся раввин, собрав все силы, сказал:

— Что?.. Вы намекаете, что я должен забрать чью-то жизнь? Это безумие, это запрещено! Как вы могли подумать, что я способен на такое? Это идет в разрез со всем чему нас учит хасидизм, евреев надо самоотверженно любить, а не убивать!

— Скажите, рав Йосеф, вы хотите получить новую микву? Я страдаю, она страдает, сотни, а может даже тысячи жителей города — страдают, и только вы можете положить конец всем этим страданиям. Ну… мы заключим сделку? Если вы дадите слово, я вам поверю и построю микву, а затем, вы займетесь ею и все будут счастливы. Ну, договорились?»

Скряга Велвл протянул свою руку, раввин задумался на минуту, а затем протянул свою руку и сделка была заключена.

В ближайшую субботу Велвла вызвали к Торе; по окончанию чтения он произнес:

— Благодаря святости и терпению нашего нового раввина и его безграничной любви ко всем вам, я изменился, я больше не скряга, которого вы знали много лет. Теперь я буду сеять добро и моим первым добрым поступком — станет постройка новой миквы для женщин нашего города!

Заявление богача, привело всех присутствующих в сумасшедший восторг, все встали и долго ему аплодировали.

Уже на следующий день была собрана строительная бригада и начали привозить все необходимые материалы. А через две недели, так как на Украине нет недостатка дождей, миква была готова к использованию.

На следующее утро, бригадир и несколько работяг пришли к раввину с требованием об уплате, так как богач отказался заплатить и послал их к нему. Подумав пару минут раввин попросил их вернуться через две недели и тогда он с ними рассчитается, а сам немедленно отправился к Велвлу потребовать немедленную оплату расходов по микве.

— Деньги? Деньги ты хочешь? Может ты забыл, что и мне от тебя кое-что нужно? Ты сдержи свое обещание, а потом я рассчитаюсь! Несколько минут назад я видел как она тут проходила, невыносимое зрелище! Я знаю, что сказал, что я заплачу сначала, но я передумал».

— Подождите, вы её видели сегодня? Что? Она жива? Но этим утром я послал к ней Ангела Смерти! Жди тут, я скоро вернусь!

Вернулся он через полчаса с обвинением:

— Это ты во всем виноват! Ты не дал Ангелу Смерти исполнить задание! Он искал ее повсюду, но не мог её найти! Ты не относишься к ней, как к своей жене, вы не живете вместе, вы вообще не общаетесь, вы не разговариваете и даже не видитесь! Поверь, я знаю как Ангел работает, Его не обмануть! И ты обязан мне помочь осуществить мою задачу! Она должна, хотя бы на некоторое время, вновь стать твоей женой!

Велвл кивнул в знак согласия, он знал, что делать. На следующий день он послал жене огромный букет из ста роз. На второй день огромную корзину с самыми лучшими фруктами, сладостями и вином. На третий — сундук с платьями, шляпками и духами, а также приложил не большую поэму, описывающую его сожаление о прошлом и надежду на новое будущее. В конце письма было приглашение на совместный ужин. Делая все это, его не покидал мысль — «близок час, скоро я избавлюсь от тебя навсегда».

Она пришла, горели свечи, тихо играл скрипач, даже еда была какой-то особенной. С ним происходило нечто не понятное. Симулируя обходительность, уважение и тепло, он слишком хорошо вошел в роль. В нем вновь проснулись былые чувства к ней. Они болтали и шутили, в общем, вечер получился замечательным и они, решили на завтра встретиться вновь… и вновь.

Через неделю она вернулась домой. На следующее утро она почувствовала сильную боль в груди и начала задыхаться. Велвл понял что происходит — Ангел Смерти начал действовать. Он не побежал по врачам, а тут же поспешил к раввину. «Все, проклятие начало действовать. Отмени проклятие, выгони Ангела. Я отменяю свою просьбу!»

Раввин с улыбкой произнес:

— Дорогой друг! Я никогда не проклинал и даже не обещал проклясть, упаси Б-г! Все что сейчас происходит с твоей женой — результат неисполненного тобой обета о постройке миквы, который ты дал публично в ту субботу в синагоге. Ты не сдержал клятву и это причина болезни твоей, теперь любимой жены. Если ты хочешь, чтобы она поправилась, немедленно внеси обещанные тобой деньги.

Велвл с радостью исполнил поручение раввина. Благодаря мудрости ученика Баал-Шем-Това, которого, предвидя все, что должно было произойти, Баал-Шем-Тов лично послал и наделил силами для исполнения очень сложной миссии, семья и миква были отстроены вновь. Какое счастье иметь Ребе — он позаботится обо всем! Хасид может оказаться в непонятном месте, с непонятным заданием, но он знает, что Ребе рядом и то, что в данный момент происходит жизненно важно и обязательно и все хорошо закончится!

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter