СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 10:28

Смоченная маца в восьмой день Песаха

После того, как мы вели целую неделю борьбу со злом, в последний день мы пробуем вкус грядущего Освобождения, когда зла уже не будет вообще и гордыня — хамец превратится в добро.

4011 (0) мин.
Свободный перевод:Шауль АйзенбергИсточник: «Ликутей Сихот» том 22, стр. 33-42

Про последний день Песаха есть интересный закон в «Шулхан Арухе»: «Тот, чья трапеза затянулась до окончания праздника, после выхода звёзд может начинать кушать хамец в той же трапезе, даже если ещё не сделал авдалу и не помолился вечернюю молитву».

Этот закон разрешает нам очень интересный момент — человек находится ещё в самом разгаре пасхальной трапезы и в благословении после еды будет читать вставку на Песах и вместе с тем может кушать хамец!

Подобный вопрос возникает в тот момент, когда мы задумываемся о разнице между всеми днями Песаха и последним, восьмым днём за границей (или как в Израиле, когда последний день праздника выпадает на пятницу и сразу за ним следует суббота). Разница в том, что касается смоченной мацы. Все дни праздника те, кто не употребляет смоченную мацу, делает всё, чтобы уберечь себя от смоченной мацы. А в восьмой день Песаха за границей или в субботу, которая следует сразу за праздником в Израиле, наоборот, специально смачивают мацу и, в отличие от остальных дней, употребляют её со всей едой, которая находится на столе!

Это различие связано как с законами «Шулхан Аруха», так и с разницей между всеми днями Песаха и его последним днём. Первые дни Песаха связаны с выходом из Египта, а последний день связан с будущим Освобождением. Это выражается также в отрывке из книги Пророков, который читается в этот день и в котором говорится о днях Мошиаха.

Разница между этими двумя освобождениями выражается в том, что про исход из Египта сказано: «И сбежал народ» — народ Израиля должен был бежать от зла и воевать с ним. А про будущее Освобождение сказано: «Не в беспорядке будете вы выходить», так как зла больше не останется в этом мире вообще! Как написано в нашем отрывке из Пророков: «И дух нечистоты уберу я с земли» и зло превратится в добро.

Это объясняет все предосторожности с хамецом. Хамец символизирует гордыню, а гордыня это корень зла. В первые дни Песаха, когда мы убегаем от зла, необходимо уберегаться от гордыни; поэтому мы опасаемся как хамеца, так и смоченной мацы, чтобы не было даже малейшей капли подозрения на гордыню!

Но в последний день, когда уже светит свет будущего избавления и за неделю мы частично уже исправили зло и превратили его в добро, можно уже не опасаться намочить мацу, а наоборот — мы смачиваем её как знак того, что зло частично исправлено.

И поэтому, в последней праздничной трапезе может получиться так, что мы будем кушать хамец и потом в благословении после еды упоминать праздник Песах. А всё потому, что после того, как мы вели целую неделю борьбу со злом, в последний день мы пробуем вкус грядущего Освобождения, когда зла уже не будет вообще и гордыня — хамец превратится в добро!

Это всё подготовка к дням Мошиаха, когда не останется вообще зла, как сказано у РАМБАМа: «Не будет тогда ни голода, ни войн, ни зависти и т.д. и весь мир будет заниматься только познанием мудрости Всевышнего!»

Опубликовано: 08.04.2015 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter