Когда враг воюет за тебя или Великая суббота

Свободный перевод Шауль Айзенберг
14.04.2016 | 1076 | (0)
Источник: «Ликутей Сихот» том 12, стр, 33
Когда враг воюет за тебя или Великая суббота

Последний шабат перед праздником Песах называется «Шабат а-гадоль» (великая суббота). Причиной этого является то, что в последний шабат перед выходом евреев из Египта, произошло великое чудо.

В тот год этот шабат пришёлся на 10 Нисана. Всевышний приказал евреям взять в дом ягнёнка, предназначенного для пасхальной жертвы. Когда египетские первенцы пришли к евреям и спросили тех, зачем им нужен ягнёнок, ответили им евреи, что они собираются принести ягнёнка в жертву Всевышнему для того, чтобы Он уничтожил египетских первенцев. Услыхали это египетские первенцы и испугались. Они отправились к своим отцам и к фараону с требованием отпустить народ Израиля и тем самым спасти им (первенцам) жизнь. Но получив отрицательный ответ, египетские первенцы пошли войной (против своих отцов и фараона) и убили множество из них. В честь этого чуда, последний шабат перед Песахом называется «Шабат а-гадоль».

Сразу возникает вопрос: к чему весь этот «шум» вокруг этого чуда? В чём особенность этого чуда в отличие от других многих чудес, которые сотворил для нас Всевышний? И более того: повлияло ли это чудо каким-то образом на положение евреев в Египте? Ведь и после этого чуда народ всё ещё оставался в Египте и нужно было особое чудо «казнь первенцев» для того, чтобы народ вышел оттуда. Так почему же происходит такое веселье из-за чуда «великой субботы?»

Истина заключается в том, что в этом чуде есть одна удивительная вещь, которой не было в других чудесах, произошедших с нашими праотцами до этого; поэтому мы видим необходимость подчёркивать это из года в год. Все остальные чудеса, произошедшие для народа [как например расступление моря, Пурим, Ханука], происходили так, что враги евреев утонули в море, были убиты и т.д. Враг до последнего момента оставался врагом, просто в какой-то момент происходило чудо и враг не мог навредить евреям и был уничтожен.

Но в «Шабат а-гадоль» мы видим явление, совершенно отличное от всего этого: те, кто олицетворяли собой самых злейших врагов — египетские первенцы, пошли воевать, защищая еврейский народ. Произошла совершенно новая и немыслимая вещь: враг лично жертвовал собой на благо еврейского народа!

Тот факт, что борьба египетских первенцев не освободила ещё евреев из Египта, совершенно не уменьшает величину этого чуда, а наоборот — только увеличивает. В то время Египет находился на вершине своей мощи сопротивления Всевышнему. 9 казней, которые были обрушены на них, не смогли сломить их сопротивление. И даже когда их собственные первенцы пришли требовать освободить еврейский народ, египтяне отказались их слушать. И тогда первенцы были вынуждены устроить братоубийственную войну в Египте. Но и это не помогло.

Всё это показывает, как сильна была ритуальная нечистота Египта в тот момент. И поэтому тот факт, что в пик этого мощнейшего сопротивления Всевышнему, встали египетские первенцы — самая сила и мощь Египта и пошли воевать против своего же народа, требуя освободить евреев — в этом и заключается «Великое чудо», равных которому нет!

Объясняется в хасидизме, что существуют два вида «уничтожения» зла: первый способ — это сломить зло и не давать ему возможности мешать нам. Но существует более возвышенный способ и он называется «превращение тьмы в свет». Т.е. сама тьма превращается в свет. Зло превращается в добро и начинает служить святости. Это самый наивысший уровень уничтожения зла и это то, что произошло в «Шабат а-гадоль». Это день даёт нам силы не просто сопротивляться злу, а и учит нас, каким образом «запрячь» силы зла для служения Всевышнему. И это напоминает принцип раскаяния, при котором грехи превращаются в заслуги.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Календарь » Нисан (другие статьи):