Йом-Кипур: уверенность в прощении (духовная работа праздника)

21.09.2015 | 1193 | (0)
Источник: Ребе РАЯЦ, трактат «Но у Тебя прощение» 5709 г.
Йом-Кипур: уверенность в прощении (духовная работа праздника)

Этот самый святой день в году со дня Дарования Торы установлен Творцом как День Прощения. У нас нет ни тени сомнения в том, что в этот день Всевышний дарует прощение каждому, кто искренне того желает, всей душой просит об этом и всеми силами стремиться исправиться.

Во всех пяти молитвах Йом-Кипура мы произносим центральное благословение, с Именами Всевышнего, в котором мы благодарим Его за это: «Благословен Ты…. прощающий народ Свой, Израиль, из года в год, Властелин всей земли, освящающий Израиль и Йом-Кипур».

Если бы было малейшее сомнение в факте прощения — было бы невозможно произносить подобное благословение из-за запрета произнесения Имен Б-га понапрасну…

На протяжении десяти дней раскаяния, от Рош а-Шана до Йом-Кипура, в утренней молитве мы произносим 130 псалом Давида, в котором есть такая фраза: «Ибо у Тебя прощение (и ты прощаешь), дабы вострепетали пред Тобой» (130:4)

Если задуматься, можно убедиться, что идея, заложенная Давидом в этих словах, далека от понимания.

— Почему каждый человек, согрешивший против Творца, может быть столь уверенным, что будет прощен? И более того — что это всем доступно и не требует длительной мольбы и неотягощено непосильной работой. Требуется только искренняя, исходящая из самой глубины сердца, просьба (именно о таком прощении идет речь в псалме).

— Почему (если так) прощение, исходящее из доброты и милосердия прощающего, должно вызвать, по логике Давида, у прощенного именно трепет? Ведь по простой человеческой логике, это скорее должно пробудить у прощенного ЛЮБОВЬ к тому, кто его простил и полностью аннулировал все проступки, забыл о причиненном вреде…

— Из смысла, заключенного в этой фразе, следует, что только ради пробуждения этого трепета перед Творцом, Ему стоит незамедлительно прощать каждого, кто искренне просит об этом, невзирая на тяжесть и количество прегрешений.

Объяснение этому можно найти в нескольких комментариях мудрецов на эту фразу псалма.

Один из комментаторов ТАНАХа, Ибн-Ихья, пишет: «Ты обязан прощать! И только Ты обладаешь качеством прощения и прощаешь — во имя того, чтобы трепетали пред Тобой».

(Сказать о Всевышнем, что Он что-то должен, обязан… тем более прощать тех, кто нарушили его повеления, порой умышленно и нагло… и сейчас просят о прощении…)

Ибн-Ихья доказывает правоту своего утверждения на примере. Представим себе одну ситуацию в двух её вариантах, когда слуга совершил тяжкие преступления перед своим господином:

1. Если его господин человек добрый и милосердный (и это хорошо известно слуге), то само знание этого факта обязательно повлияет не него следующим образом: он сдержит, обуздает свой мятежный дух, что поможет ему осознать свой грех, ощутить тяжесть проступка, признать себя виновным и, как следствие этого, захочет вернуться к хозяину, просить его о прощении и о том, чтобы он вернул его к себе на службу (и как любой добрый хозяин, заботился о его нуждах…)

2. Если же его господин человек строгий (хотя и справедливый), который ведет себя согласно принципу «мера за меру», не имеющий склонность прощать никакие проступки, (и это хорошо известно слуге) Само знание этого повлияет на взбунтовавшегося слугу иным образом: даже осознав свою вину, у него не возникнет желания обуздать свою преступную натуру и исправиться, тем более вернуться к хозяину с просьбой о прощении… Наоборот — он продолжит следовать недозволенными путями и делать зло хозяину… Ведь у него нет никаких шансов на прощение…

И поэтому, говорит Ибн-Ихья, Ты должен прощать!!!

Ведь высшее желание — чтобы человек жил в соответствии с законами, данными ему Творцом, а если он по какой-то причине нарушил их — чтобы исправился. И этой цели невозможно достичь, (учитывая природу человека, Им Самим созданную), если не пообещать прощение невзирая ни на что! (как следует из вышеприведенных примеров).

ВЕДЬ ТЫ — АБСОЛЮТНОЕ ДОБРО И МИЛОСЕРДИЕ! ТЫ ОБЛАДАЕШЬ КАЧЕСТВОМ ПРОЩЕНИЯ! И ПОТОМУ ТЫ — ПРОЩАЕШЬ! ДОЛЖЕН!!!

А теперь — ответ на второй вопрос: почему (если так) прощение, исходящее из доброты и милосердия прощающего, должно вызвать, по логике Давида, у прощенного именно трепет?!

Ведь по простой человеческой логике, это скорее должно пробудить у прощенного любовь к тому, кто его простил и полностью аннулировал все проступки, забыл о причиненном вреде...

Еще один комментатор, МААРШАЛ, объясняет эту же фразу псалма (130:4) и дает ответ на этот вопрос:

Качество прощения принадлежит только Тебе одному! И Тебе никто и ничто не может помешать простить! Ведь Ты — безграничен, Ты — вне рамок творения!

МААРШАЛ приводит пример для контраста:

Царь земной, каким бы великим властелином он ни был, даже возжелав по доброте своей простить провинившегося перед ним слугу — не сможет этого сделать. Потому что существуют силы извне, сдерживающие его, мешающие ему проявить свое милосердие и помиловать раскаивающегося преступника. Прежде всего — это государственный порядок, обязывающий царя наказывать преступника, показывая этим всему населению страны силу и строгость царских законов, которые следует исполнять и предотвращая этим увеличение преступности в государстве, которое неизбежно приведет к беспорядкам. И кроме этого — существует государственный аппарат власти, министры и советники, от которых во многом зависит помилование. То есть, царь не может единолично принять решение о помиловании. Он ограничен в проявлении своей доброй воли.

Не имеет совершенно никаких ограничений только СУЩНОСТЬ БЕСКОНЕЧНОГО ТВОРЦА, ибо Он — ВНЕ любых рамок и ограничений. Именно СУЩНОСТЬ ТВОРЦА является источником посылаемого нам прощения. Поэтому осознание того, откуда приходит прощение, КТО прощает — может вызвать только ТРЕПЕТ, а не любовь.

ТРЕПЕТ ПЕРЕД ВСЕВЫШНИМ КАК ОН ЕСТЬ ПО СУТИ СВОЕЙ — БЕСКОНЕЧНЫМ И НЕПОСТИЖИМЫМ!

И именно для того, чтобы человек ощутил этот трепет Всевышний готов прощать его за самые тяжкие грехи (когда он об этом искренне попросит).

В этом принципиальное различие между любовью ко Всевышнему и трепету перед ним: источником любви, её генератором, является человек. И на каком бы высоком духовном уровне он ни находился — он остается ограниченным творением. И любовь, которую он способен пробудить в своем сердце — имеет предел.

Трепет перед Всевышним проистекает от Него Самого. Человек должен только (и это очень непросто, это тяжелейшая работа, требующая огромных затрат сил и времени) сделать себя способным принять и ощутить этот трепет.

И поэтому это чувство трепета — перед Самой Сущностью Творца — несравнимо выше, даже чем самый высокий уровень любви к Нему.

И Всевышний хочет нас удостоить подняться на этот уровень.

РАДИ ЭТОГО (в дополнение к предыдущему) — СТОИТ ПРОЩАТЬ!!!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Календарь » Тишрей (другие статьи):