Зачем нужна четвертая стена в шалаше на Суккот?

Рав Эшель Гринберг Перевод: Шолем Лугов
15.10.2016 | 815 | (0)
Зачем нужна четвертая стена в шалаше на Суккот?

Три модели сукки

Праздник Суккот называется так из-за своей центральной заповеди — жить в шалаше («сукка») в течение семи дней.

Конструкция сукки требует специального покрытия и наличия минимум двух полных стенок и частичной третьей согласно закону Торы. Однако наши мудрецы потребовали, чтобы было три полных стены, а согласно сравнительно недавнему обычаю мы добавляем четвертую стену. Более того, в одной из традиционной песне, которую поют в Суккот, упоминается шалаш, в котором есть четыре стены.

Возникает вопрос: если по закону Торы и мудрецов требуется только три стены, то почему обычай изменился до такой степени, что в нем идет речь о четвертой стене, а в песне поется об этом так, как будто это общепринятая практика?

Странный рассказ о Йове

В одном из Мидрашей, где идет речь о вещах, имеющих глубокий смысл, рассказывается о Йове, который много страдал. К нему обратился Всевышний со словами: «Почему ты сидел в шалаше с тремя стенами?»

Как тот факт, что Йов построил шалаш с тремя стенами объясняет его страдания?

Северная сторона: холодная и враждебная

Следующее объяснение основано частично на талмудическом комментарии «Эйн Элияу», который относится к отрывку из трактата «Бава батра», и соответствующему Мидрашу, в котором наш мир иносказательно описывается состоящим из четырех сторон, со стенами только на трех из них. Северная сторона остается открытой, так что Всевышний может потребовать от нас заблокировать ее.

Мы знаем, что четвертая стена открыта для негативных сил в нашем мире. Это соответствует пророчеству о том, что «зло приходит с севера». Одним из имен Змея, символа зла, является «северный». Север наполнен мраком и холодом. Он символизирует ледяное безразличие, которое есть у некоторых людей в отношении Всевышнего и святости. Слово «север» («цафон») также созвучно со словом «скрытый» («цафун»), что относится к коварной и обманчивой форме, которую принимает зло для того, чтобы соблазнить свою ничего не подозревающую жертву.

С незащищенной северной стороны в мир может войти зло и распространить свое нежелательное влияние на все четыре стороны света.

Но почему Всевышний оставил эту часть незащищенной?

Ответ заключается в том, что это испытание для нас; мы должны закупорить северную сторону, отогнать скрытое или раскрытое зло. Это превратит мир в «четырехстенное» существование, о чем мы молимся издавна.

Тора начинается с буквы «бет»

Эта идея также видна в Мидраше, который объясняет причину того, что Тора начинается с буквы «бет». Спрашивается: почему Тора не начинается с буквы «алеф» — первой буквы алфавита?

Ответ таков, что форма буквы «бет» передает нам сообщение, что творение мира похоже на эту букву: оно состоит из трех сторон, оставляя четвертую сторону раскрытой.

Мы знаем с самого начала, что наш мир несовершенен, так как открытая сторона помогает нам понять существование зла. Всевышний дает ему право на существование, чтобы побудить нас, Его партнеров по творению, воздвигнуть четвертую стену и устранить зло.

Четвертая стена строится теми, кто борется со злом и побеждает в этом. Каждая заповедь, которую мы исполняем, добавляет еще один кирпич в эту стену, всякий раз, когда мы избегаем греха, эта стена крепнет, а мы приближаемся еще на один шаг к окончательному Освобождению: миру с четырьмя стенами.

Сукка: микрокосм

Это и есть обоснование четырех стен шалаша в праздник Суккот. Сукка — это модель всего мира. На горе Синай, когда Всевышний дал нам Тору и заповедовал нам сидеть в шалаше, божественное влияние только начало облекать мир.

Можно сказать, что все это время на своей первой стадии мир представлял собой букву «эй», которая открыта с двух сторон. Она открыта снизу, что является ловушкой, в которую можно провалиться из-за обилия сил зла в мире. Кроме этого, еще одна стена отсутствует.

С течением времени и поколений святости, которая увеличивалась после каждой совершенной заповеди, третья стена встала на свое место. Наши мудрецы, которые чувствовали духовные изменения в атмосфере, отразили это указанием строить шалаши с тремя стенами, что отражает новую духовную реальность на второй стадии.

Построить же четвертую стену труднее всего. Мы занимались этим в течение 2000 летней одиссеи изгнания и страданий, собирая заповеди-кирпичи, запасаясь ими в качестве строительного материала. Все это оказало свой эффект на построение прочной и высокой четвертой стены на третьей стадии.

Три буквы: «эй», «бет» и «мем»

На эти три модели сукки и три стадии нашей истории намекают три буквы еврейского алфавита.

Первая буква — это «эй», с помощью которой Всевышний создал наш физический мир. Это соответствует той стадии мира, на которой люди только способствовали появлению третьей стены.

С появлением Торы возник потенциал для завершения третьей стены. Описание творения в Торе начинается с буквы «бет», которая закрыта с трех сторон.

Талмуд, который является воплощением Устной Торы, завершается буквой «мем», которая закрыта с четырех сторон, что является конечным выражением будущего мира, в котором есть четыре стены.

Ответ Всевышнего Йову

После того, как мы объяснили, что у шалаша в праздник Суккот и нашего мира есть общий знаменатель — четыре стены, можно понять обращенный к Йову вопрос Всевышнего: «Почему ты сидел в шалаше с тремя стенами?»

Всевышний спрашивает: «Разве ты не понимаешь, что этот мир не является законченной частью работы? Я намеренно оставил одно направление открытым, чтобы разрешить злу проникнуть в мир и вызвать боль и страдания».

Будущее четырех стен наступило сегодня!

Однако мы знаем, что во время мессианской эры произойдет изменение. И действительно, четвертая стена, которую мы строили на протяжении двух тысяч лет, наконец будет построена, как предсказал пророк: «И дух нечистоты Я смету с лица земли».

Это объясняет наш недавно принятый обычай стоить шалаш с четырьмя стенами, что соответствует этому времени. Более того, Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах неоднократно говорил, что Освобождение находится прямо перед нами и мы можем почувствовать это. Таким образом, шалаш с четырьмя стенами является предвестником этого времени.

Завершение книги РАМБАМа

Не случайно, во время праздника Суккот, евреи во всем мире завершают изучение титанического труда РАМБАМа. Также не случайно самая последняя буква этой книги — «мем». РАМБАМ завершает свой труд описанием мессианской эры, что это будет время раскрытия божественного знания. Поэтому очень уместно, что последняя буква, которая суммирует все сказанное ранее, это именно «мем», которая символизирует совершенный мир, окруженный четырьмя стенами.

Любопытно, что согласно каббале форма миквы — ритуального бассейна, предназначенного для духовного очищения — должна быть как буква «мем». Миква, как и шалаш с четырьмя стенами, намекает на будущий мир чистоты и святости, как говорит об этом пророк: «Ибо наполнится земля знанием Г-спода, как море полно водою».

Ничего в мире не происходит случайно, особенно то, что связано со знаниями Торы. Слово «завершение» («сиюм») и слово «печать» («хотем») заканчиваются на букву «мем». Это указывает на то, что состояние мира, на которое намекают четыре стены, будет завершением мира и его запечатыванием.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Календарь » Тишрей (другие статьи):