Ханука: чудо восьмого дня?!

15.12.2014 | 1902 | (0)
Ханука: чудо восьмого дня?!
Ханука: чудо восьмого дня?!

Всем известно, что мы зажигаем ханукальный светильник в честь чуда с кувшином масла. Чистой порции масла должно было хватить на день, а хватило на восемь. Есть известный спор о том, как же это чудо происходило.

В «Шулхан Арухе» приводится два варианта:

1. Чудо было в изменении скорости горения масла. Таким образом, каждый день сгорала 1/8 от изначального его количества.

2. Менора наполнялась чудесным образом каждый день заново. То есть, в первый день все масло сгорело, а потом появилось вновь. И так семь раз подряд, пока не приготовили новое чистое оливковое масло.

По еврейскому закона оба мнения несовершенны:

По первому мнению получается, что каждый день (кроме первого) менора была заполнена не целиком. Но закон требует полного заполнения в момент зажигания. Вплоть до того, что возникают вопросы: как могли зажигать неполный светильник и почему в такой ситуации не долили нечистое масло, которого было вдоволь?

По второму мнению получается, что масло, которое зажигалось в 7 последних дней Хануки, было вовсе не оливковым. Это противоречит указанию Торы зажигать именно оливковое масло, а не масло неизвестно-чудесного происхождения.

Ребе Король Мошиах предлагает красивое решение этого вопроса. По мнению Ребе, чудо в Хануку произошло не один раз, когда изменилась скорость горения масла, и также не семь раз, чтобы каждый день наполнить менору заново. Чудо происходило каждое мгновение. И состояло оно в том, что масло горело и не сгорало.

Отчасти это было подобно горению куста, когда Б-г говорил с Моше. Только там куст не был источником огня. А в Хануку масло реально сгорало и не сгорало одновременно. Подобно тому, как Ковчег завета имел размер, но не занимал места.

Таким образом, Ребе подчеркивает, что ханукальное чудо происходило каждое мгновение.

Возникает вопрос. Если масло в меноре оставалось полным все время, то что произошло в последний восьмой день Хануки? Если мы скажем, что чудо «гори-не-гори» продолжалось все время, то получается, что в конце восьмого дня масло в кувшине должно было остаться. Но это не так, поскольку известно, что его хватило ровно на восемь дней, а не на девять. То есть, на исходе восьмого дня изначального масла не осталось.

Получается, что в восьмой день масло наконец сгорело. Но тогда какое чудо произошло в восьмой день? Если до зажигания менора была наполнена целиком, и масло сгорело обычным образом, то память о каком чуде мы отмечаем в восьмой день Хануки?

Можно было бы ответить на эти вопросы следующим образом. Менора должна гореть ночью. Поэтому ночью восьмого дня она горела чудесным образом и вся порция масла была уничтожена огнем после восхода Солнца. Таким образом, получится, что в восьмой день и чудо было и масло сгорело.

Но тут возникает другая проблема. Зачем Б-гу делать чудо, в котором нет необходимости? Иначе говоря, после того, как в начале восьмой ночи менора оказалась полной, она должны была гореть обычным образом, поскольку в чуде уже не было нужды. И вопрос о чуде восьмого дня возвращается на свое место.

К слову, тот же вопрос можно задать и на второе мнение «Шулхан Аруха». Ведь по нему последняя порция масла появилась еще в СЕДЬМОЙ день. В чем же тогда было чудо восьмого дня?

Попробую изложить некоторые мысли в поисках ответа.

В чем основная идея восьмого дня Хануки? Именно в этот день всему еврейскому народу была продемонстрирована особая любовь Свыше.

Посудите сами.

Евреи жертвуя собой, боролись за свою связь с Б-гом. Это закончилось чудесной победой и чудесной находкой чистого масла. Однако смысл этой находки остается неясным. Ведь если новую порцию нужно готовить 8 дней, а старого есть только на день, то зачем все это?! Не говоря уже о том, что в ситуации повальной послевоенной нечистоты по закону можно было зажигать и нечистое масло.

Ну хорошо, есть на один день чистое, давайте зажжем чистое. Наверняка, в первый день никто и не ожидал продолжения. Потом наступает второй день и опять та же картина. До нового масла еще далеко, но пока есть чистое зажигаем чистое. И так семь дней подряд.

К восьмой ночи начинается ликование. Масла хватило до изготовления новой порции. Но вот вопрос, понадобится ли она теперь? Ведь теперь у нас есть чудесное несгораемое масло заработанное собственной кровью. Наверняка чудеса продолжатся, и с этого момента в Храме, кроме (спрятанных в горе) Ковчега, кувшина с маном и посоха Аарона будет еще и несгораемое оливковое масло.

И тут интрига приходит к своей развязке. Масло сгорает.

Зачем? Что бы показать евреям две вещи.

Во-первых, цель чудес предыдущих дней. Оказывается она была именно в том, чтобы они успели приготовить новую порцию. Любовь за любовь. Они сделали все для Б-га, и Б-г дал им увидеть свое присутствие и возможность выполнить заповедь лучшим образом. Поэтому масла должно было хватить НЕ МЕНЬШЕ, чем на восемь дней.

А во-вторых, истинную ценность служения еврея в этом материальном мире. Чудеса и самопожертвование это, конечно, хорошо, но заповедь с самым обычным оливковым маслом — лучше. «Евреи, ваши заповеди для меня важнее чудес», — как бы сказал Б-г, и масло сгорело. Вот почему не больше восьми.

Возможно, именно тот факт, что масло сгорело и является чудом восьмого дня. Ведь в святости можно только подниматься (Ханука все-таки). И с каждым днем чудо становилось все большим. В седьмой день чудо выше природы вещей достигло своего апогея и стало природой. Ведь Всевышний сотворил мир за 7 дней. Поэтому вещь, повторяющаяся каждое мгновение 7 дней кряду, перестает быть чудом. (Это напоминает причину обрезания на восьмой день.) И тут Б-г делает новое чудо — несгорающее по «новой природе» масло сгорает! Оно уступает место более великим чудесам, которые мы делаем своими руками — еврейским заповедям, с обычным материальным миром.

Темы: Ханука
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Календарь » Кислев (другие статьи):