СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 10:38

С чего начинается воспитание

Заповедь о воспитании относится и к мужчинам, и к женщинам, к взрослым и молодым, к юношам и детям. Как только человек рождается, сразу открываются перед ним две книги: книга жизни и книга воспитания. Дети постарше идут в дом учения...

4941 (0) мин.

Заповедь о воспитании относится и к мужчинам, и к женщинам, к взрослым и молодым, к юношам и детям. Как только человек рождается, сразу открываются перед ним две книги: книга жизни и книга воспитания. Дети постарше идут в дом учения, учат Тору и набираются мудрости у всех, кто их учит; дети помладше идут в хедер и учат Тору, книги пророков и другие книги Свя­щенного Писания, приучаются к исполнению заповедей. Совсем маленьких отец и мать обучают азбуке, учат их произносить слова «Тора, которую заповедал нам Моше, — наследие общины Яакова» и благословения, учат их читать «Шма, Исраэль»... Но где же воспитание совсем маленьких?

Мы уже говорили, что в Израиле начало всякого блага — от женщины, матери. Так же и начало воспитания — от матери. Воспитание для младенца — это любовь, которую мать щедро изливает на него, кормя его грудью.

Мать младенца и есть тот источник, который дает ему заряд жизненной энергии на всю жизнь — одновременно и для тела, и для души. Эту любовь нельзя поменять ни на что в мире!

Ребенок посвящен Торе, еще находясь в утробе матери, а когда он появляется на свет, то слышит из уст старших детей молитву «Шма Исраэль». Во всех еврейских общинах во всем мире распространен следующий обычай. В течение семи дней между рождением ребенка и его обрезанием в дом роженицы приходят ученики из хедера и громко читают первый раздел «Шма»: «Слушай, Израиль, Б-г наш Всесильный, Б-г наш — един! И люби Б-га Всесильного твоего...» И маленький еврей слушает...

Даже если позже этот еврей выбросит из своего сердца эти слова и приложит все усилия, чтобы совсем освободить себя от Торы, он не сможет это сделать. Потому что слова, которые слышал он и которые слышали его отцы, постоянно будут звучать в его ушах и в конце концов их сила проявит себя в этом еврее, или в его детях, или в детях его детей!

Всю свою жизнь молилась Всевышнему Хана, жена Эльканы, чтобы Он дал ей сына. Вот что рассказывает нам Писание о том, что было после того, как Всевышний услышал ее просьбу: «И кормила грудью своего сына до того времени, когда отлучают ребенка от груди и повела его с собой... и привела его в Дом Б-га, в Шило.., и сказала: «...Об этом ребенке молилась я и отдаю его Б-гу на всю жизнь...» (Шмуэль I, 1:23-28).

Молитва, которую произнесла Хана, отдавая Всевышнему своего сына, это источник, из которого весь Израиль во всех поколениях узнает, как и в каком порядке следует молиться. Молитва Ханы — это молитва всей общины Израиля, потому что нет у Израиля другой молитвы, более высокой, чем молитва Ханы — матери, говорящей о ее любви к сыну, когда она посвящает его Торе.

Эту молитву Ханы мы читаем в праздник Рош а-Шана, — в тот день, когда был создан мир. Потому что нечем миру устоять на суде перед Судьей всей земли, кроме того, что сыновья и дочери полу­чают надлежащее воспитание, приучаясь делать милость и справедливость. Если бы ни это, весь мир вернулся бы в хаос. Но что поддерживает его существование? Воспитание молодежи. С чего же начинается это воспитание? С Торы, согласно которой мать воспитывает своего маленького сына, как Хана в свое время и как праведные женщины во всех поколениях, которые расстаются со своими детьми, посылая их изучать Тору.

«О рабби Йеошуа бен Ханании говорят: Счастлива та, кто родила его!» (Авот,2). Почему так говорили о нем? Потому что его мать приносила колыбель, в которой он лежал, в дом учения, чтобы его уши впитывали слова Торы еще с самого раннего возраста.

Так когда же начинается воспитание человека? Когда он лежит в колыбели и питается молоком матери.

«Так скажи дому Яакова» — в этих словах Торы имеются в виду женщины. «...И поведай сынам Израиля» — здесь имеются в виду мужчины... Почему Моше должен был обратиться сначала к женщинам? Потому что они более проворны в исполнении заповедей. Другое толкование: чтобы они приводили своих детей к Торе (Шмот раба, 28).

Когда ребенок начинает говорить, отец должен разго­варивать с ним на священном языке и учить его Торе. Какой Торе?

Сказал рав Амнуна: «Тора, которую заповедал нам Моше, — наследие общины Яакова» — ее словами надо учить ребенка говорить. То есть, это должно быть началом его речи, первые слова, выходящие из уст ребенка, должны быть словами Торы, а не пустыми речами (Сифри, Экев).

Опубликовано: 17.10.2004 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter