Три тактики семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

07.02.2013 | 3753 | (16)
Три тактики семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
Ребе Король Мошиах и дети

Наш учитель Ребе Король Мошиах не раз подчеркивает важность воспитания в еврейской семье, чтобы родители, не смотря на всю их занятость, научились освобождать время для своих детей и приложили усилия, чтобы внедрить в сердца детей богобоязненность и самопожертвование ко всему святому, для нас («Игрот Кодеш» том 5, стр. 253).

Однако родителям необходимо понимать, что для того, чтобы воспитать у детей страх и любовь ко Всевышнему и желание выполнять заповеди данные Всевышним, надо правильно выбрать тактику воспитания, а также подходить к процессу воспитания с учетом возрастных и психических особенностей их детей. Ведь неправильное поведение родителей может привести к тревожному состоянию ребенка, а, как известно, служить Всевышнему необходимо в радости.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе.

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть, — это серьезный повод для разговора.

Зачатки тревожных состояний появляются тогда, когда ребенок узнает, что хорошо, а что плохо, нравственно или безнравственно. На конфликты, которые разыгрываются между «Я» и объективным миром большое влияние оказывает родительское воспитание. Необходимо помнить, что для ребенка важны не только слова, но и интонация, с которой эти слова произносятся. Если взрослый человек рассказывает ребенку что-то со страхом в голосе, то эмоциональное состояние передается ребенку, и он так же начинает испытывать страх. Семейные проблемы, напряженное эмоциональное состояние родителей так же приводит к тревожному состоянию ребенка.

Очень важную роль играет родительская установка: мой ребенок должен быть лучше, чем я. Такая позиция приводит к не внимательному отношению к проблемам ребенка, что формирует у него ощущение покинутости, не защищенности. Ребенок не чувствует поддержки родителей.

Очень часто родители переносят проблемы, истоки которых в раннем детстве, на ребенка. Утверждая, что на самом деле они не чего не боятся, а вот ребенок наоборот. Выстраивая соответствующую тактику воспитания, стремятся оградить ребенка от беспокойного мира. Вследствие чего, негативные родительские переживания проникают во внутренний мир ребенка.

Среди негативных тактик воспитания ребенка можно выделить три основных: отвержение, сверхтребовательное отношение, гиперопека.

Первая тактика — «отвержение»

Страхи, возникающие при подобных отношениях будут характеризоваться некоторой «размытостью», ребенок не всегда сможет сказать чего он боится и почему. Страх особенно усиливается в ситуации не определенности, отсутствии полной информации. «Не знаю, что я с тобой сделаю!» так родители увеличивают страх ребенка. Нормальные же взаимоотношения позволяют ребенку принять родительские убеждения, мировоззрения, стратегии, способы поведения.

Вторая тактика — сверхтребовательное отношение

При сверхстрогом воспитании ребенок не получает необходимого ему эмоционального контакта, ощущения благополучия и защищенности. Ребенок боится всего, что связанно с критикующими и пугающими родителями. Так, ребенок может бояться закрытых дверей, потому что из-за них всегда появляется наказывающий родитель. Ребенок начинает бояться того, что символизирует наказание.

Третья тактика — гиперопека

Подобно тому, как незакаленный ребенок имеет больше шансов заболеть, так и сверхоберегаемый может приобрести неспособность принимать самостоятельно решения. Страхи появляются и в том случае, если родители очень тревожные люди и «передают» ребенку свои страхи. Если родитель все время повторяет с тревогой в голосе «Не отходи, а то потеряешься, что я тогда буду делать?», то ребенок начинает испытывать страх перед всем окружающим, не учиться ориентироваться, что еще больше усиливает страх его родителей.

Тревога, возникающая у ребенка, переживается в фантазии, которая придает ей направленность, провоцируя, таким образом, страх.

Приведу один пример: девочка трех лет боялась воды и громких звуков. Как гроза, так и громкие звуки ассоциировались у девочки с семейными неурядицами. Родители думали, что страхи их дочери непосредственно связанны с грозой и громкими звуками (хлопанье двери, звон посуды) и поэтому прилагали все усилия, что бы помочь дочери преодолеть данные страхи. Поэтому страхи не исчезали, а уменьшались или перемещались на новые объекты. Если бы родители помогали дочери преодолеть страх потери родительской любви, та как девочка боялась, что в результате семейных неурядиц родители будут меньше ее любить, то страхи бы исчезли.

К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг — предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Важно понимать, что от родителей детям передаются из поколения в поколение не только моральные нормы ценности правила а вместе с ними передаются и травмирующие переживания. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой душевного здоровья ребенка, а здоровье, как физическое, так и душевное — это один из путей служения Всевышнему.

Мы рассмотрели основные причины, приводящие к формированию развитию страхов у детей дошкольного возраста. Центральной причиной являются детско-родительские отношения, приводящие к развитию и переживанию страхов у детей.

Теперь мы готовы рассмотреть какова возрастная динамика тревожных переживаний у детей, после чего мы ознакомимся с методами профилактики и коррекции детских страхов, необходимых для воспитания детей на основе Торы и заповедей.

Дети это наше будущее. Поэтому сейчас, когда наше поколение является последним поколением — изгнания и первым — Освобождения, особенно важно правильно подойти к процессу воспитания, ведь каждый ребенок приближает нас к приходу Мошиаха, к полному Освобождению всего еврейского народа. И да удостоимся мы в самом ближайшем будущем встретить Мошиаха. Амен!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Семья » Родители и дети (другие статьи):