Роль эмоций в жизни ребенка — воспитание от 0 до 6

16.02.2013 | 4054 | (0)
Роль эмоций в жизни ребенка — воспитание от 0 до 6
Роль эмоций в жизни ребенка — воспитание от 0 до 6

Мы уже говорили о том, что наш учитель и глава поколения — Ребе Король Мошиах, неоднократно подчеркивает важность идей воспитания в еврейской семье. Он говорит о том, как важно воспитать у детей любовь и страх ко Всевышнему и о том, как важно родителям правильно подойти к процессу воспитания, а также о необходимости родителям учитывать возрастные особенности их детей.

В прошлый раз мы говорили о том, что родительские переживания воздействуют на внутренний мир ребенка и рассмотрели причины, приводящие к формированию развитию страхов у детей дошкольного возраста, теперь ознакомимся с тем какова возрастная динамика тревожных переживаний у детей.

Первые три или четыре месяца жизни

С самого рождения младенец переживает тревогу, исходящую от внутренних и внешних источников. Первый внешний источник тревоги может быть обнаружен в переживании рождения. Первые переживания ребенка, связанны с кормлением и присутствием его матери.  Для младенца голод является пугающей ситуацией не только потому что кормление является для ребенка чрезвычайно важным, но и потому что очень маленький ребенок с не более чем минимальным пониманием времени неспособен переносить напряжение. Он не располагает знанием о том, что это все лишь временные явления, за которыми потом последует снятие напряжения. Поэтому ребенок может, как любить, так и ненавидеть один и тот же объект.

В первые месяцы жизни ребенок очень часто хочет стать с матерью единым целым. На следующей стадии развития ребенок делает для себя новое и очень болезненное для него открытие  что хорошие и плохие объекты с которыми он сталкивается в первые месяцы его жизни относятся к одному и тому же человеку его матери.  Ребенок перерастает этот период когда постоянное присутствие матери приводит к осознанию того что то что его тревожило не значительно.  В течение 3-4 первых месяцев жизни ребенка «хорошие» и «плохие» объекты не полностью отделены друг от друга в его психике.

Материнская грудь, как в своем хорошем, так и в плохом аспекте сливается для ребенка с ее телесным присутствием; и отношение к матери, как к личности, устанавливается постепенно, начиная от наиболее ранних стадий.

Представление о матери в психике ребенка искажается фантазиями, которые подвержены многим факторам, входящих в состав младенческого чувства удовлетворенности: смягчение чувства голода, удовольствие от сосания, свобода от дискомфорта и напряжения, а также чувство ребенка, что он любим, — все это становится атрибутом «хорошей» груди. Наоборот, любой дискомфорт приписывают «плохой» груди, поэтому ребенок иногда кусает грудь, «уничтожает ее».

В том случае, если ребенок вскармливается искусственно, бутылочка способна занять место груди, при условии, что ситуация кормления максимально приближена к грудному кормлению.

Условиями такого приближения является тесный физический контакт матери и младенца, нежность и любовь, чувствующиеся в том, как мать кормит ребенка и ухаживает за ним. При наличии такого рода условий ребенок получает возможность сформировать внутри своей психики объект, являющийся, согласно его ощущениям, первоисточником всего хорошего. В этом смысле ребенок принимает и делает частью своей психики хорошую грудь.

Все более укрепляется отношение к матери как к личности. Когда ребенок становится способен воспринять мать как личность, тревожные переживания уменьшаются по мере того, как ребенок обретает большее доверие к родителям. Он чувствует, что все шаги в развитии, все его новые достижения доставляют удовольствие окружающим его людям, и что таким образом он выражает свою любовь Важно понимать, что фантазии детей играют важную роль, ибо посредством фантазий ребенок видит пугающую его ситуацию. Более полное и более общее осознание эмоциональных потребностей и тревог младенца помогает уменьшить его страдания в период младенчества и таким образом подготовить почву для счастья и стабильности в дальнейшей жизни.

От 1 года до 3 лет

Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии. Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.

До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства.

Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка. Тогда, старший ребенок, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения. Одно «срабатывает» лучше всего — стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.

Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации . Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, «прилипают» к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Это находит свое отражение во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности.

Когда такого ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества. Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания. В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия.

Ребенок 2 лет уже больше нуждается в общении с другими членами семьи, а не только с матерью. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее.

Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства. Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.

Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, «забит» дома и агрессивен со сверстниками или дома «тиран», а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.

От 3 до 5 лет

В этом возрасте часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов. Кроме того, есть обычай класть в кроватку младенца Пятикнижие (Тору), книгу Псалмов (Теилим) и книгу «Тания».

Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований.

Да и днем не быть отдаленными от детей. Позаниматься немного с ними, поиграть, сказать пару теплых слов Вне сна ребенок может испугаться тесного помещения, особенно когда он внезапно остается один или его оставляют в качестве наказания в закрытой комнате, где еще и мало света.

Уверенное, спокойное, любящее поведение отца, служащее примером для детей, способно стабилизировать их психическое развитие уже тем, что у матери отпадет необходимость в тревожной опеке, и она будет выражать свои чувства перед ребенком более спокойно и непосредственно, способствуя вместе с отцом развитию его активности и самостоятельности. Если же отцы не выполняют подобную роль в семье и у них нет эмоционального контакта с детьми, особенно с сыновьями, то тревожная мнительность некоторых матерей, продолжающих чрезмерно опекать своих взрослеющих детей, неблагоприятно отражается на дальнейшем формировании их характера. заметим, что в возрасте страхов значительно меньшее у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Это неудивительно, поскольку именно тогда раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом.

Шесть лет

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой», в 7-летнем — наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?»

Возрастные проявления тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также, если они учитывают индивидуальные особенности своего ребенка. Заметим, что эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, поскольку в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к отношениям в семье (как, впрочем, и к отношению других значимых для них людей).

Авторитет родителя того же пола уменьшается из за эмоционально неприемлемого для ребенка доведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье. Тогда в воображаемой игре «Семья» дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя того же пола, нет стремления все делать, как «папа» или «мама». Они пытаются быть только собой или выбирать роль родителя другого пола, что в обоих случаях нетипично в старшем дошкольном возрасте.

В раннем детстве, когда закладываются основы личности самыми значимыми с точки зрения привязанности и доверия являются для ребенка фигуры матери и отца. Если в этот важный для них период родители находятся рядом с ребенком и внимательны к его нуждам то у ребенка формируется прочная привязанность к ним , она создает базу для развития чувства безопасности и доверия к жизни помогающие ребенку исследовать окружающий мир.

Дети со сформированным чувством безопасности менее восприимчивы к страху пока у них сохраняется чувство доверия к родителям. Это чувство доверия, сформированное в младенчестве продолжает развиваться в детстве и в подростковом возрасте и сохраняется до конца жизни. Это чувство доверия способствует удачному еврейскому воспитанию. Душевное здоровье ребенка и чувство безопасности и доверия к родителям помогают малышу впитать от родителей, основы правильного поведения, т.е. поведения на основе Торы и заповедей. Это очень трудно и отнимает много времени, но тогда любовь и уважение ребенка к вам будут искренними, и тогда ребенок сможет принять, родительские убеждения, мировоззрения, стратегии, способы поведения, а следовательно и любовь и уважение ко Всевышнему будут у ребенка так же искренними, как и к родителям.

«В каждом мальчике и девочке Ребе (РАЯЦ) видел росток, который в будущем вырастет и превратится в плодоносящее дерево. Но это, как говорил Ребе, зависит от желания и работы самих детей. («Игрот Кодеш» том 23, стр. 325).

И только тогда, как подчеркивает Ребе Король Мошиах: «Мы сможем быть уверенными, что молодое поколение будет преданными Всевышнему и Его Торе и само собой существование нашего народа будет несомненным. («Игрот Кодеш» том 5, стр. 253).

«И Всевышний неоднократно даст свое благословение, детям чтобы они с успехом смогли стать на радость своим родителям и учителям и на гордость нашему народу, еврейскому народу». («Игрот Кодеш», том 23, стр. 325).

В следующий раз мы познакомимся с методами профилактики и коррекции детских страхов, необходимых для воспитания детей на основе Торы и заповедей.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Семья » Родители и дети (другие статьи):