СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 04:52

Свечи святой Субботы

Женщина должна с радостью сердца и желанием зажигать субботние свечи, ибо это для нее большая честь и заслуга. Этим она удостаивается иметь святых детей, умножает мир на земле, сообщает своему мужу долголетие.

5961 (0) мин.
Источник: книга «В странах жизни»

Из книги «Зоар»:

Женщина должна с радостью сердца и желанием зажигать субботние свечи, ибо это для нее большая честь и заслуга. Этим она удостаивается иметь святых детей, светочей мира в Торе и страхе (Б-жьем), умножает мир на земле, сообщает своему мужу долголетие. Поэтому она должна очень тщательно исполнять эту заповедь.

Из книги «Ликутей Леви-Ицхак» — толкование приведенного выше отрывка из книги «Зоар»:

«В Торе» — это сфира Тиферет, а «в страхе» — это сфира Малхут. «Умножает мир» — это сфира Йесод, она — мир, соединяющий Тиферет и Малхут. Ибо сыновья мудрые и ученые в Торе умножают мир в мире сфирот Малхут, и это происходит вследствие зажигания свечей, которое связано с миром в доме, как сказали наши мудрецы о стихе «и лишилась покоя душа моя» (Эйха 3:17). И это значит: то, что они будут светочами мира в Торе и страхе (Б-жьем), соответствует сказанному «и все сыновья твои обучены Б-гом» (Иешайя 54:13). А то, что она умножает мир на земле, соответствует словам «и много мира у сынов твоих» (там же), «мудрецы умножают мир в мире»...

Есть три категории огня: 1) черный огонь, Малхут, 2) над ним белый огонь, «ЗА» (Зеер Анпин, мужская категория), Тиферет. 3) и над ним — сокровенный огонь, Бина, в которую включены Хохма и Кетер... И белым огнем сделаны сыновья — светочи Торы, которая от «ЗА». А черным огнем сделаны светочи страха, Малхут (а умножение мира — от соединения этих двух видов огня вместе, как это ясно из сказанного). И сфира Малхут сообщает своему «мужу», За, долголетие, и оно — от сокровенного огня, Бины, которая является Кетером над «ЗА»... А долголетие — Кетер. Ибо есть три категории: «Перед сединой встань» — Арих Анпин (нижняя часть Кетера) и «Уважай лицо старца» — «ЗА», «И бойся Б-га твоего» — Малхут. И это три категории огня: сокровенный огонь — Кетер, белый огонь — «ЗА» и черный огонь — Малхут. Итак, от белого огня будут сыновья-светочи Торы, так как Тора — в «ЗА», «старец, приобретший мудрость», а от черного огня — сыновья-светочи страха, Малхут, «И бойся Б-га твоего», а от сокровенного огня, Арих Анпин, — долголетие, которое от Кетера (арих — долгий).

Из беседы Ребе Короля Мошиаха:

1. При объяснении, почему нужно зажигать свечи «с радостью сердца и желанием», следует сказать:

Содержание субботы — наслаждение («И назови субботу наслаждением», Иешайя 58:13) и радость («И в день вашей радости», там же). Поэтому то, что делают женщины при наступлении субботы своим зажиганием свечей, должно быть с радостью и желанием, «с желанием сердца», радостью сердца и желанием вплоть до самого глубокого внутреннего желания, наслаждения.

Это станет еще понятнее, если рассмотреть написанное в книге «Зоар» до этого, там, где говорится о «шатре мира».

«Шатер мира» — это суббота. И потому в этот день произносят благословение «простирающий шатер мира...» «В то время, когда евреи произносят благословение... и говорят «простирающий шатер мира», тогда сверху нисходит высшая Святость и простирает свои крылья над еврейским народом» и т.д.

Далее автор (рабби Леви-Ицхак) продолжает объяснять особое отношение этой заповеди к еврейским женщинам. После того, как он объясняет, что сказали товарищи — ученики рабби Шимона, автора книги «Зоар» — так как женщина погасила светоч мира (приведя Адама к греху) (она должна зажигать свечи в субботу). «Этот шатер мира — властительница мира...», и потому властительница дома зажигает свечи, смысл которых « способствовать миру». И он продолжает: «и женщина должна с радостью сердца и с глубоким внутренним желанием зажигать субботние свечи».

Из этого ясен смысл этого отрывка — так как наступление субботы, «шатра мира», связано с действием еврейских женщин («этот шатер мира — властительница мира» и т.д.) — с зажиганием субботних свечей (еще до того, как мужчины произносят благословение «простирающий шатер мира»), имеющих особую связь с миром и покоем, это действие должно быть выполнено в соответствии с содержанием субботы — «с радостью сердца и глубоким внутренним желанием», — с радостью и наслаждением.

2. Следует добавить:

Мой отец и учитель объясняет, что есть три категории огня — не только белый и черный огонь (их мы сами видим в пламени огня — ближе к фитилю черный огонь, а над фитилем — белый огонь), но также и сокровенный огонь (который мы не видим, но об этом нам раскрывает Тора, а в особенности внутренняя часть Торы, книга «Зоар», название которой говорит о сиянии и свете). И он объясняет далее, что эти три категории огня (черный, белый и сокровенный) охватывают собой все сфирот — от сфирот Малхут (черный огонь) и до сфирот Кетер (сокровенный огонь, Бина, включающая в себе также и Хохму и Кетер).

Чтобы продолжить сверху вниз три категории огня, включающие в себя все сфирот, действие зажигания субботних свечей (которым мы привлекаем книзу свет этих сфирот) должно быть проникнуто всеми силами человека, всеми деталями сфирот так, как они отражаются в человеке.

Поэтому «женщина должна с радостью сердца и с глубоким внутренним желанием зажигать субботние свечи»: «с внутренним желанием» — желание (окружающие сверху силы) — сфира Кетер, соответствует сокровенному огню. «С радостью сердца» — эмоции, мидот (внутренние силы) — категория «ЗА», соответствует белому огню. И «зажигать» — действие — категория Малхут, соответствует черному огню.

3. Благословение, произносимое при зажигании субботних свечей, тоже касается всех нужд человека (так же, как действие зажигания свечей выполняется всеми силами человека). Они обобщены в трех видах человеческих нужд — дети, жизнь, обильное пропитание.

«Удостаивается святых детей, светочей мира» — совершенное благословение, касающееся детей.

«И приносит своему мужу долголетие» — это благословение типа «жизнь» и при том в полном совершенстве — долголетие для ее мужа и для нее самой, для ее детей и детей ее детей.

«И умножит мир на земле» — начиная с мира в доме (содержание заповеди субботних свечей), который зависит от обильного пропитания, как это ясно из сказанного в Талмуде: «Когда кончается ячмень в кувшине, стучит он (муж), и начинается ссора в доме» («Бава меция» 59а). И так как «она умножит мир на земле», в том числе и мир в доме умножается, ясно, что в это включается и благословение об обильном пропитании.

4. ...и если зажигание субботних свечей влияет на высшие сфирот, ясно, как велико их воздействие и в нашем физическом мире, и не только в жизни отдельного человека, но и во всем его окружении и до такой степени, чтобы «у всех евреев был свет в их жилищах» («Бо» 10:23) — во всем мире.

Из книги «Торат Леви-Ицхак» (в этой книге Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах объясняет толкования книги «Зоар» в книге своего отца, рабби Леви-Ицхака Шнеерсона)

Опубликовано: 07.01.2004 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter