Взрослые секреты для еврейской невесты (до и после свадьбы)

Пнина Эльдин
20.01.2014 | 66019 | (1)
Взрослые секреты для еврейской невесты (до и после свадьбы)

Эта книга предназначена для девушек и женщин, пока не знакомых с еврейской традицией. Она основана на многолетнем опыте подготовки невест к хупе — традиционному еврейскому обряду заключения брака. Цель книги — познакомить читательниц с широким кругом аспектов, составляющих мозаику семейной жизни. Для решения специфических, конкретных проблем следует спросить мнение раввина — специалиста в данной области.

Мужчина и женщина (вместо вступления)

Мужчина и женщина — их взаимоотношения, распределение ролей в семье и в жизни — вечная тема. Об этом писали и будут писать литературные произведения и научные изыскания. Сколько говорилось о женских хитростях и уловках, позволяющих им манипулировать мужчинами. А с другой стороны, на память приходит картина ленинградской художницы, где женщина изображена в виде арфы, а мужчина играет на ней. Сегодня, на пике демократического экстаза, вполне современно прозвучат сентенции о полном равенстве полов (не только социальном, но и физиологическом?!). Да мало ли вариантов подкидывает нам человеческая изобретательность!

А ведь надо-то только одного — простого счастья. Создать семью, в которой было бы хорошо и взрослым и детям. Наша еврейская традиция указывает путь к этому. Тора учит, что мужчина и женщина дополняют друг друга. Не противостоят друг другу, не отвоёвывают друг у друга свои права, а дополняют!

Путь мужчины — покорять (пространство и время), но для этого нужна точка опоры. Такой опорой и является женщина. Дом благословляется через женщину. И этот факт констатирует Талмуд.

Эта книга о том, как должна женщина строить свою семейную жизнь, чтобы стать каналом, через который изольётся благословение Творца.

И последнее, и главное: автор книги — не теоретик, а замужняя женщина и мать 10 детей, что я, как «главный пострадавший» (то есть — муж) и подтверждаю.

Счастья вам, дорогие читательницы! Раввин Давид Эльдин.

Что же такое любовь?

Мазаль тов! Жених и невеста стоят рядом под хупой — символической крышей их будущего дома. Звучат благословения, поздравления. А что в это время происходит на небесах? Всевышний, засучив рукава, аккуратно сшивает вместе, стежок за стежком, две души в одну.

Он долго ждал этого момента. В час зачатия было предопределено, что эта еврейская дочь станет женой этого еврейского юноши. Но сколько шестерёнок нужно было закрутить, какие события свершить, сотрясая страны и континенты, чтобы эти двое встретились!

Теперь Всевышний доволен: наконец-то две половинки становятся единым целым. Отныне они будут навсегда втроём в доме: муж, жена и Творец, освещающий каждый момент совместной жизни, хранящий от бед, дарующий благо. Буквы Его святого Имени — «йуд» и «эй» — по одной присутствуют в словах «муж» и «жена» — «иш» и «иша». При их взаимной любви и согласии Имя Б-жье сияет ярко. Но горе тому, кто посмеет вычеркнуть из своей жизни святые буквы. Тогда «иш» и «иша» превратятся в двойной «эш» — огонь, пламя раздоров и ссор, пожирающее столь хрупкое счастье.

Что же такое любовь? Тора говорит, что она рождается лишь после хупы и развивается по мере того, как молодожёны познают друг друга. Слова «аава» — любовь и «ава» — давать — однокоренные. Любить — значит отдавать любимому своё внимание и заботу, время и труд, короче — самое себя. Чем больше отдаёшь — тем больше любишь. И тогда, как говорят мудрецы, как в воде отражается лицо, так сердце человека отражается в другом сердце. Так сродняются души; так разделённые тела становятся единым организмом.

Нелёгкая это работа. Ведь, оставшись вдвоём, молодожёны видят друг друга без грима, обнаруживая, кроме несомненных достоинств, целый ряд недостатков или вызывающих раздражение привычек.

Принять друг друга, жалеть и прощать, уважать и ценить — вот ступени наверх, к счастью в доме. В семье не может выигрывать один за счёт другого — только общее благо, общая победа скрепляют кирпичики семейного очага. Мир в семье — вот высший идеал, к которому стремятся супруги. И эту вершину можно покорить!

Построить здание на века желают на свадьбе. Дай Б-г, чтобы каждый еврейский дом был настоящим Дворцом!

Прочность еврейской семьи

Долгие поколения еврейская семья славилась своей прочностью на зависть окружающим народам. На чём держится это удивительное единство?

Под хупой жених одевает невесте кольцо и этим посвящает её себе. Что это значит? То, что эта девушка избрана им из миллионов других и будет принадлежать ему одному. И то, что он будет её единственным мужчиной. С этого момента юные муж и жена подобны первым сотворённым людям — Адаму и Еве, которые были одни на всей Земле, и кроме них никого не было, и родословная человечества начиналась с них.

Для того, чтобы помочь супругам сблизиться по-настоящему, Всевышний даёт им в руки «секретное оружие» под названием «Таарат а-мишпаха», то есть законы святости и чистоты семейной жизни. Благодаря им «медовый месяц» в еврейской семье не кончается никогда. Просто — каждый новый месяц становится медовым.

С переплетающимися виноградными лозами сравнивают наши мудрецы молодожёнов. Почему именно с виноградом? Дело в том, что напиток, приготовленный из любых фруктов, не хранится долго. В противовес этому, виноградное вино со временем лишь облагораживается и улучшается, качество и ценность его растут. Так укрепляется с годами еврейский дом!

Муж, глава семьи, подобен Солнцу. Его свет постоянный, ровный. А вот жена подобна Луне: она периодически изменяется — от полнолуния к новолунию, и снова — к расцвету.

Творец всего мира знает свои творения и их природу. Он-то и предлагает мужу бережно относиться к жене, учитывая особенности её организма.

Подобно фазам Луны, супружеские отношения знают свои приливы и отливы, дни близости и отдаления. В «Песне песней» сказано: «Сестра моя, невеста моя», «Сестра моя, супруга моя». Разве может человек жениться на сестре? Однако речь идёт об одной и той же женщине. Она — жена, супруга в дни близости, а в дни отдаления отношения в семье переходят на другой уровень. Супруги на время становятся как бы братом и сестрой. Близость физическая уступает место близости духовной. Этот постоянный тренинг, переход от одного качества к другому, повторяющийся периодически, сохраняет чувства свежими и яркими.

Стремление супругов друг к другу усиливается благодаря условной разлуке и достигает максимума в день их новой «встречи» — подобно тому дню, когда молодые вышли из-под хупы.

Чистота святости и миква

Понятия «таара» — духовная чистота и «тумъа» — нечистота — связаны со степенью святости человеческой жизни. Жизнь — самое дорогое. Ради её спасения отступают почти все законы Торы. С приходом же смерти место святости тут же захватывает нечистота, поражая всех, кто находится рядом — и тех, кто хоронит, и тех, кто посещает кладбище. Буквы слова «тумъа» составляют слово «атум» — закрытый, закупоренный, как бы покрытый плёнкой, не пропускающей Божественный свет и благо.

Явление месячных для женщины — это нечто подобное смерти, поскольку не была использована возможность зарождения новой жизни. Это «дыхание смерти» окутывает женщину пеленой духовной нечистоты.

Чтобы сбросить с себя «тумъу», необходимо очищение в особой живой воде природного источника.

Это может быть натуральный водоём — река, море. А в современных условиях — комфортабельная, сияющая чистотой миква. Строят микву так, чтобы в ней было два водоёма. В меньший поступает необходимое количество живой воды — родниковой или дождевой — без участия человеческих рук. Через небольшое отверстие малый резервуар соединяется с большим, в котором, собственно, и окунаются.

Воду в большом бассейне можно подогревать, очищать, дезинфицировать, менять — для удовлетворения запросов самой изнеженной дамы. По правилу же сообщающихся сосудов живая вода из малого водоёма сообщает свои волшебные свойства обычной воде в большом водоёме.

Миквы открыты ежедневно, кроме 9-ого Ава и Йом Кипура, когда супружеская близость запрещена законом. Часы работы — после захода Солнца, когда на улице меньше любопытных. Да и внутри планировка помещения способствует полной дискретности.

Скромность — один из высших еврейских идеалов — требует от супругов не разглашать посторонним день окунания в микве. А ещё говорят мудрецы, что благословение присутствует на том, что скрыто от чужих глаз.

Спуск ради подъема

Путь к чистоте начинается с погружения в ритуальную нечистоту. Это называется спуск ради подъёма, так как после окунания в воды миквы женщина поднимается гораздо выше прежнего духовного уровня. И так — каждый раз, всё выше и выше!

Что же приводит к ритуальной нечистоте? Это маточное кровотечение в любом виде: обычная менструация, травма, медицинское вмешательство, или пятно цвета крови, обнаруженное на нижнем белье. Если кровь не из матки, а, скажем, из наружной царапины или от укуса комара, то она не нарушает состояния чистоты.

Мудрецы установили минимальный срок кровотечения в 5 дней, даже если выделилось лишь несколько капель крови. Если же по истечении 5 дней кровотечение не прекратилось, ждут дальше его окончания. Отсчёт дней производят по-еврейски, то есть новый день начинается с заходом Солнца. Например, кровь появилась ночью на исходе субботы, или утром в воскресенье, или после полудня — всё это первый день. При этом пятым днём будет четверг.

На исходе пятого дня, если нет уже выделения крови, или, соответственно, шестого, седьмого — производят процедуру, которая называется «эфсек таара» — перерыв к чистоте. Её цель — удостовериться, что кровотечение закончилось.

Для этого в конце пятого дня (до захода Солнца) следует искупаться полностью или хотя бы снизу. Затем берут белый чистый лоскут хлопчатобумажной ткани, оборачивают его вокруг указательного пальца и вводят аккуратно во влагалище. Вынув лоскуток, убеждаются в его чистоте. Если есть следы крови, от красного цвета до чёрного, можно повторить проверку через несколько минут, если ещё есть время и Солнце не заходит. Если ещё есть кровь, откладывают процедуру на завтра.

Если лоскут чистый, берут ещё один, новый. Также и его вводят во влагалище, однако не вынимают сразу, а оставляют там на некоторое время — до выхода звёзд. Тем временем можно заниматься любыми делами.

Итак, проходит около часа. Граница дня пройдена, наступило новое еврейское число. Теперь можно вынуть лоскут и тщательно рассмотреть его. Если его чистота не вызывает сомнений, то замечательно! Если же мы видим пятно неопределённого цвета, следует спрятать лоскут до утра, а утром рассмотреть при свете Солнца. Только натуральное освещение показывает цвет без искажения. Жёлтый, зеленоватый, золотистый оттенки — и даже фиолетовый — являются чистыми. Красный, бурый, коричневый — до чёрного — нечисты. А если трудно самой определить, какой это цвет — вопрос задают компетентному раввину. Тут можно не стесняться — раввин, как и врач, призван помогать в сложной ситуации. За это он и зарплату получает! Зато сколько радости и облегчения приносит устранение сомнений.

Ещё раз: если проверка оказалась нечистой, придётся повторить её снова перед заходом Солнца, назавтра.

Если же всё в порядке, то можно считать этот этап — перерыв к чистоте — пройденным! Напомню, что в нашем примере мы завершили его на пятый день — в четверг.

Семь «чистых» дней

Наутро, в пятницу, начинается отсчёт семи чистых дней. В этот период обращают внимание на то, не возобновится ли кровотечение. Поэтому следует носить белое бельё и стелить белую постель. На белом любое пятнышко крови будет сразу заметно. Каждый день из семи следует делать две проверки — утром и перед заходом Солнца. А именно — ввести чистый белый лоскуток, вынуть его и осмотреть, и, убедившись в его чистоте, выбросить. В случае обнаружения крови возвращаются к предыдущему этапу. То есть делают снова «эфсек таhара» как только это представляется возможным.

Семь дней по два раза — итого 14 проверок делаем за неделю. Однако может быть ситуация, когда проверка пропущена — помешали обстоятельства, внезапно зашло Солнце или просто склероз… Это всё простительно. Но крайне важно не пропустить хотя бы одну проверку в первый день (в нашем примере — пятница) и в седьмой день (в нашем примере — следующий четверг). Если этих, граничных, проверок не было вовсе, то может быть аннулирован весь семидневный счёт и придётся начинать сначала, а жаль!

Такой необходимый в быту предмет — лоскуток для проверки — в Израиле продаётся в аптеках и в «еврейских» — то есть религиозных — магазинах. А вдали от Родины их можно заготовить заранее самостоятельно из чистой белой хлопковой ткани, нарезав на квадраты со стороной 8 сантиметров. Перед употреблением лоскутки следует осмотреть — нет ли на них пятен или посторонних предметов — ниточек, песчинок и т.п.

Кстати, проверочные лоскутки на иврите называются «эдим» — свидетели. Почему? Ведь за женщиной, совершающей проверку, никто не следит. Её слову верят, а использованные лоскутки выбрасываются. Свидетели — «эдим» — вызываются на Высший Небесный Суд когда ангел спрашивает душу о выполненных ею на Земле заповедях. Когда очередь в списке доходит до «чистоты семьи» — вот тут-то и понадобится женщине свидетельство защиты.

В течение «чистой» недели, так же как и в дни месячных, тело женщины священно и неприкосновенно, как музейная драгоценность под стеклом. Интимная близость в это время недопустима. Это строжайший запрет Торы, за нарушение которого следует «карет», то есть отсечение души от её источника.

Также и на практике — излишняя близость в запрещённые дни приводит, увы, к раздорам и отчуждению в пору, уготованную для близости.

Чтобы напомнить супругам об их чисто «братских» отношениях, чтобы не допустить ситуации, когда трудно совладать с собой перед лицом искушения, еврейский закон предусматривает ряд правил отдаления — «диней архакот».

Прежде всего, супругам запрещено спать в одной постели, даже если у каждого есть своя подушка и одеяло. В еврейской спальне должно быть две кровати, не соприкасающиеся друг с другом (или, как вариант, дополнительный диванчик, раздвижное кресло и т.п.). Поцелуи и объятия недопустимы.

Жене нельзя переодеваться в присутствии мужа, чтобы он не видел обнажённого тела. Нельзя петь при нём, а косметикой и, особенно, духами надо пользоваться весьма умеренно — ведь это очень привлекает мужчину.

За трапезой нельзя есть из одной тарелки, пить из одного стакана. Более того, если супруги едят вдвоём, на стол следует поставить некий «разделительный» предмет, например, вазу с цветами.

Нельзя переносить вместе один предмет, даже если он длинный, как бревно. Не передают предмет из руки в руку. Один из супругов положит, к примеру, ключ на стол, а второй возьмёт его.

Не следует садиться рядом вплотную, в крайнем случае, можно поставить между собой некий предмет — сумочку и т.п.

Все эти условности можно назвать игрой, но такая игра очень обогащает отношения, открывая новые возможности и творческий подход к выражению любви на дистанции, деликатному проявлению внимания и заботы по отношению к самому родному человеку.

В микву!

Наступает седьмой чистый день — четверг в нашем примере. На его исходе можно отправляться в микву. Этот день следует организовать так, чтобы он не был загружен множеством дел. Лучше не переутомляться!

Мы помним, что вечером живая вода миквы должна коснуться каждого сантиметра, каждой клеточки нашего тела — поэтому на нём не должно быть ничего, преграждающего доступ воде. На иврите такая преграда называется «хацица».

Имея это в виду, стараемся с утра не пачкаться в красках, чернилах, клее; не замешиваем теста и т.д. Желательно также не есть мяса и другую пищу, которая застревает между зубами. Однако, это не закон, а обычай. При необходимости можно выполнять любую срочную работу.

В субботу, например, принято есть мясо. Если на её исходе — пора окунания в микве, а отказ от мяса вызовет «подозрение» окружающих, то едят как обычно.

Важный этап подготовки к окунанию — хафифа, то есть предварительное купание. Это не ежедневный душ. Если взять для примера уборку квартиры — то у нас есть, как говорят в Одессе, две большие разницы между повседневным наведением порядка и генеральной уборкой к Песаху.

Время для купания лучше выбрать спокойное, когда нет очереди в ванную и на плите ничего не горит. В идеале это должно быть на заходе Солнца, непосредственно перед походом в микву. Но если удобнее другое время, то можно начинать и с утра. Главное, чтобы было в запасе время не менее часа.

Для начала стоит забыть обо всех заботах и расслабиться в ванной хотя бы на полчаса. Тщательно вымыть голову и расчесать — не должно быть узелков и спутанных волос.

Не забыть о «мелких деталях» — уши, нос, уголки глаз, дырочки от серёжек; вычистить зубы, используя кроме щётки и пасты также и зубочистки или специальные дентальные нити.

Кстати, если до вечера ещё далеко и наверняка захочется кушать, то непосредственно перед миквой надо будет ещё раз почистить зубы.

Всё тело нужно как следует потереть мочалкой, не минуя складок и скрытых мест. Волосы на теле можно сбрить или нет — в зависимости от привычки. Главное, чтобы они не были спутаны.

Твёрдую кожу, например, на пятках, мозоли, шелушащиеся места, надо потереть пемзой или обработать соответствующими инструментами. Если на теле есть повязка или пластырь, их надо снять. Старую царапину нужно потереть мочалкой, чтобы сошла корочка. Свежую ранку, ещё болезненную, достаточно размягчить тёплой водой.

Если есть волдырь, и он ещё целый — лучше не трогать. А если он уже лопнул — надо обрезать всю отставшую кожицу. Торчащую занозу следует вынуть, а если она глубоко под кожей — то не мешает.

Ногти — серьёзная работа. Прежде всего, снимаем лак. Желательно коротко постричь ногти и на руках, и на ногах. Если же длинные ногти — предмет особой гордости девушки, закон идёт ей навстречу, при условии, что под ногтями чисто и нет заусениц. Обычно не стригут ногти в один день и на руках, и на ногах. Но наш случай — исключение.

Очерёдность стрижки ногтей также определена. Начинают с пальцев левой руки или ноги в таком порядке:

— безымянный

— указательный

— мизинец

— средний

— большой

а затем на правой:

— указательный

— безымянный

— большой

— средний

— мизинец.

Интересно, что пальцы считают слева и под хупой: обручальное кольцо одевают на 7-ой палец слева, то есть на указательный правой руки (7 — счастливое число). Потом его носят на безымянном — 9-ом пальце, вероятно имея в виду полных 9 месяцев беременности.

Если приготовления к окунанию завершены задолго до вечера, то можно ещё воспользоваться кремами и нанести макияж, а если мы уже идём в микву — то в применении косметики нет смысла.

Кстати, всю необходимую подготовку можно провести и в здании миквы. Иногда это просто выручает — например, если дома нет горячей воды или электричество кончилось.

Отправляясь в микву, следует взять с собой банные принадлежности, полотенце, расчёску. При желании можно захватить халат и шлёпанцы. Впрочем, в микве есть весь необходимый инвентарь — от шампуня до зубочисток — на всякий случай.

В вестибюле нас встречает «баланит» — она и контролёр, и помощник. Это милая приветливая женщина, знающая законы и умудрённая житейским опытом. Она сможет дать нужный совет, при необходимости задать вопрос раввину, и от всей души пожелает хороших новостей.

Для начала баланит направит нас в свободную ванную комнату. Здесь также есть туалет, большие зеркала, умывальник, полочки и вешалки. Тут надо раздеться, снять часы и все украшения, смыть косметику, вынуть контактные линзы и вставные зубы. Кстати, о зубах: временная пломба является препятствием для окунания!

Необходимо принять душ ещё раз, даже если только что мылись дома. Снова тщательно расчесать волосы. Осмотреть себя со всех сторон — нет ли на теле упавших волос. Между прочим, не рекомендуется стричься непосредственно перед миквой, чтобы осыпавшиеся волосы не прилипали к телу.

Теперь можно позвать баланит. Она должна убедиться в том, что на теле женщины нет посторонних предметов, например, волос, упавших на спину при расчёсывании. Баланит попросит показать ей кисти рук — ладони и тыльную сторону; стопы ног, обратит внимание на ногти, напомнит об ушах, носе, зубах, пупке и прочем. После этой беглой проверки мы отправляемся собственно к бассейну. Он небольшой, рассчитан на одного человека. На необходимую глубину осторожно спускаемся по ступеням, держась за перила. Уровень воды на самом глубоком месте достигает примерно до груди. Здесь нужно занять позицию, повернувшись спиной к баланит, которая сверху наблюдает за окунанием. Ноги ставим на ширине плеч, слегка согнув колени. Корпус подаём немного вперёд, руки тоже. Это напоминает позу женщины, замешивающей тесто. Не нужно сжимать пальцы в кулаки, стискивать зубы или с силой сжимать веки. Все мышцы должны быть расслаблены.

Теперь всё готово! Нужно резко присесть, погружаясь с головой под воду, и встать! В момент окунания нельзя задевать ни пол, ни стены бассейна, нельзя рукой касаться ноги и т.п. Вода может сопротивляться и выталкивать, поэтому надо рассчитать свои движения и дыхание.

Что происходит в этот момент с душой — простым глазом не увидеть. Когда мы скрываемся на мгновение под водой, мы как бы перестаём существовать в этом мире. Мы подобны ещё не родившемуся ребёнку, плавающему в водах; подобны Земле до третьего дня Творения, когда она ещё была скрыта океаном. Происходит полное очищение и обновление. И поднимаемся из воды мы теперь другим человеком.

Баланит, наблюдавшая за погружением, провозглашает: «Кашер!» — если всё было в порядке. А если, например, длинные волосы или другие части тела остались над водой, баланит попросит окунуться ещё раз.

После первого кошерного окунания следует произнести благословение. Для этого надо выпрямиться, сложить руки под грудью, не касаясь тела — тем самым разделяя между «верхом» и «низом». Баланит опускает сверху нам на голову полотенце — чтобы говорить святые слова с покрытой головой. Текст следующий: «Барух ата Ашем Элокейну Мелех Аолам, ашер кидшану бемицвотав вецивану аль атвила». «Благословен Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, который освятил нас своими заповедями и повелел нам по поводу окунания».

Если слова забыли, то баланит их подскажет.

Итак, в ответ на благословение, баланит произносит «Амен» и убирает полотенце. Теперь приходит черёд главным окунаниям. Сколько раз ещё погружаться под воду — на этот вопрос нет стандартного ответа. Минимум — один раз — для пожилых нездоровых женщин, боящихся воды или имеющих проблемы. Принято придерживаться традиции своей общины или семьи.

Таким образом, продолжаем окунаться по известным уже правилам, каждый раз получая одобрение: «Кашер». Неудачное погружение не засчитывается. Закончив, мы услышим сверху, как оглашение приговора, слова баланит: «Ты окунулась согласно закону, в святости и чистоте. Будь благословенна!» Теперь баланит уходит, но… это ещё не всё!

Пока мы находимся в воде миквы, у нас есть исключительная возможность выйти на связь с Творцом. Это называется «эт рацон» — время благоволения. Всевышний с любовью ждёт наших молитв. Просьбы и пожелания наши поднимаются сейчас к Нему без препятствий. И этим правом надо воспользоваться: просить за себя, за свою семью, за здоровье и благополучие, за излечение больных, за избавление от страданий, за мир в доме, за детей и их успехи, за весь наш народ. Сосредоточиться на самом главном, сконцентрировать волю и всех вспомнить.

А теперь можно выходить и одеваться. В фойе баланит на прощание пожмёт руку, угостит конфетами и пожелает того, что нужно каждой: невесте — счастья в браке; молодой маме — в радости растить детей; взрослой женщине — женить и выдать замуж сыновей и дочерей в достатке и изобилии.

С этого момента невеста готова к хупе, а замужняя женщина — к желанной встрече с супругом.

Предсвадебные дни

Итак, путь к очищению пройден успешно. Что дальше? А дальше следует знать, что жизнь подчас задаёт вопросы, неописанные в учебниках. Для их решения приходится прибегать к помощи специалиста — сведущего раввина. Например, как окунуться, если вода, попав в уши, причинит серьёзный ущерб здоровью? Что делать, если кольцо не снимается с пальца уже много лет? Наконец, как правильно отсчитать семь чистых дней при перелёте через океан, когда сутки сокращаются или увеличиваются?

Однако, кроме подобных сложных ситуаций, есть темы, доступные нашему рассмотрению.

Вернёмся к предсвадебным дням. Для невесты-девственницы они особенно волнующие. Настолько, что могут нарушить её природный цикл. Из-за переживаний и нервного напряжения месячные могут начаться раньше времени, или на белье могут появиться странные буро-чёрные пятна. В этих случаях перерыв к чистоте можно делать немедленно при первой возможности, не дожидаясь исполнения пяти дней.

Первая брачная ночь для девственницы — событие грандиозное и драматическое. После всех забот и хлопот, связанных с проведением свадьбы, после волнений и тревог, чтобы всё прошло замечательно, после поздравлений, пожеланий, подарков и улыбок, громкой музыки и зажигательных танцев наступает благословенная тишина момента, когда молодожёны наконец-то остаются вдвоём и соединяются навеки. Не только две души, но и два тела становятся единой сущностью, приближаясь к совершенству Адама — первого человека, подобного в своём единстве и цельности его Единому Творцу.

Это святое сочетание в первый раз сопряжено с болью и кровью. Тем не менее, близость не прекращают, а завершают полностью, после чего непременно расстаются. Юная жена становится «нида», хотя кровотечение произошло не из-за месячных, а по «техническим причинам».

Если кровь не появилась, предполагают, всё же, что небольшое количество крови было, но осталось незамеченным. В редких случаях отсутствие крови связано с индивидуальными особенностями организма девушки.

Состояние «нида» превращает молодых супругов в «брата и сестру», которым предстоит вести себя в соответствии с правилами, описанными выше. До очередного окунания в микве они будут выражать любовь друг к другу, благодарность и признательность лишь глазами, улыбкой и добрыми словами, не прикасаясь один к другому.

Возможно ли такое поведение наутро после свадьбы? Если помнить о той награде, которой удостоятся супруги в дальнейшем — затраченные усилия того стоят. Ведь свои отношения, своё счастье молодожёны строят не на месяц, не на год, а на всю жизнь.

Им нужно для этого многому учиться: ждать и терпеть, уступать и соглашаться, доверять и оправдывать, чувствовать и понимать друг друга.

Говорили наши мудрецы, что бедняк, несущий в корзине буханку хлеба, не так страдает от голода, как нищий, у которого нет хлеба совсем. Другими словами, муж, уже овладевший женой и знающий, что снова будет обладать ею через некоторое время, в состоянии дождаться возвращения супруги из миквы.

Что касается молодой жены, то ей необходимо время не только для заживления раны, но и для осознания своей роли в семье и того факта, что тело, до сих пор бывшее её личной собственностью, может принести много радости её мужу.

При удачно спланированной дате свадьбы можно успеть в микву до очередных месячных. Если же тем временем начинается менструация, то вступают в силу соответствующие правила.

В исключительных случаях, если ощущение боли и кровотечение при близости не прекращаются, следует посоветоваться со специалистами: раввином, врачом, чтобы выяснить, нет ли физиологической несовместимости у этих супругов. Впрочем, будем надеяться, что этого не произойдёт.

При регулярном посещении миквы возможна ситуация, когда время окунания выпадает на ночь субботы или праздника, или их исхода. Тут надо иметь в виду ряд нюансов.

Если окунаться довелось в субботнюю ночь, всю подготовку надо успеть завершить в пятницу — вот дополнительная нагрузка накануне субботы! Однако, мысль о том, что святое единение свершится в святой день, придаёт достаточно сил и энергии, чтобы вместить все дела в короткие часы светового дня и всё успеть! Нужно узнать, когда в данном месте открыта миква в субботу. Если её открывают засветло, можно пойти туда заранее, договорившись с мужем, что он зажжёт в этот раз субботние свечи. Если же миква открывается через час после зажигания свечей, то нужно идти туда готовой и налегке, не неся ничего лишнего, в том числе денег.

В микве следует осмотреть себя ещё раз и окунуться, не принимая душ перед этим. Выйдя из воды, вытираются аккуратно, не выжимая волосы. Разумеется, фен включать нельзя.

Если пора окунуться приходится на исход субботы или праздника, то основную подготовку следует провести в пятницу или канун праздника, но никак не в сам Шаббат или праздник. Тогда перед миквой останется только сполоснуться под душем, расчесаться, почистить зубы и осмотреть себя — нет ли чего-то лишнего на теле.

Если же не было никакой возможности подготовиться накануне, то всю процедуру от начала до конца совершают после выхода звёзд. В ночь исхода субботы или праздника микву обычно открывают через час после авдалы на 2–3 часа.

Особую сложность представляет случай, когда окунаться надо в ночь между двумя праздничными днями или, тем паче, с наступлением субботы после двух дней праздника. Тут необходимо успеть искупаться-расчесаться, постричь ногти и почистить зубы засветло, до наступления праздника. В оставшееся до похода в микву время — день или два — нужно заботиться о том, чтобы волосы не запутались (для длинноволосых и кудрявых — это проблема и повод обратиться к раввину) и к рукам бы ничего не прилипло — при контакте с чем-то липким или красящим следует сразу вымыть руки.

При любых обстоятельствах, нравится это или нет, переносить время окунания на другой день запрещено. И, конечно, муж и жена не имеют права, поссорившись, «наказывать» друг друга, откладывая посещение миквы. Такое поведение подобно игре с огнём, крайне вредно и опасно для семьи. Нужно поторопиться с примирением, чтобы до миквы вернуть хорошее расположение друг к другу.

Исключением является случай, когда муж в отъезде и должен вернуться через несколько дней после положенного времени окунания. Тогда поход в микву следует отложить до дня приезда мужа или ночи накануне его возвращения.

Когда женщина возвращается из миквы в чистоте и святости и остаётся дома одна, она подвергается опасности: силы нечистоты разочарованы тем, что она покинула их лагерь и готовы к нападению. Это не «бабушкины сказки», а информация, дошедшая до нас от мудрецов прошлого, знатоков Каббалы.

Чтобы защитить себя, ложась спать, женщина должна положить рядом с собой что-то из одежды мужа, например пиджак. Кроме этого, под подушку надо положить нож. Разумеется, на всех дверях должны быть исправные, кошерные мезузы, а в комнатах — святые книги.

Подобные меры предосторожности принимают и в другие судьбоносные моменты. Так, жениха и невесту в неделю перед свадьбой не пускают никуда в одиночку, а обязательно сопровождают для охраны кто-то из родных или друзей. Беременная женщина, чей срок родов близок, не должна оставаться в доме одна. Да и новорожденного малыша следует охранять от посторонних хотя бы месяц.

Отсюда мы можем сделать вывод, подсказанный нашими мудрецами: Благословение Всевышнего наполняет те святые явления и наши действия, которые скрыты от чужих глаз и ушей. Таинство любви, таинство рождения должны быть окутаны покровом скромности, взлелеяны нашей бережной и трепетной охраной.

Скромность

Известно, что скромность украшает. И даже более того: пути скромности ведут к святости и праведности. Самое поразительное, что достойное поведение не только совершенствует и поднимает человека, но и влияет на характер его детей; а говорят, что характер — это судьба…

Сколько же трепета и волнения должны мы ощущать перед величием момента сотворения нового человека! Ведь у каждого из нас трое родителей — отец и мать, строящие тело, и Всевышний, выбирающий для этого тела подходящую душу. В заповеди «плодитесь и размножайтесь» наиболее явственно чувствуется наша связь с Творцом мира.

Говорят наши мудрецы, что даже супруги, которые не могут иметь детей, или престарелые — не должны с пренебрежением относиться к близости, поскольку от их соединения рождаются ангелы!

Из соображений скромности не вступают в интимную близость при свете — естественном или искусственном. Следует занавесить окна или полностью накрыться покрывалом, даже когда комната освещена ярким светом Луны. Но ни муж, ни жена, даже будучи весьма скромными, не должны оставаться одетыми во время близости. Согласно Каббале, супруги должны быть обнажёнными, чтобы никакая преграда не разделяла их тела, как сказано в Торе: «И прилепится к жене своей; и станут они одной плотью». Так что сказки о «простыне с дыркой» имеют то же происхождение, что и кровавые наветы.

Не вступают в близость также в присутствии святых книг и предметов — Торы, молитвенников, тфиллин. Их надо предварительно накрыть чем-то или спрятать в закрытый шкаф.

И уж, разумеется, нельзя вступать в близость в присутствии бодрствующего человека, даже не привлекая его внимания, даже если это маленький ребёнок. Если другие люди в этой комнате спят — близость разрешена.

Всегда интимные отношения должны происходить в обстановке полного уединения, чтобы ничто не отвлекало супругов друг от друга и посторонние мысли и разговоры не нарушали бы гармонии единства.

Готовясь к близости, человек должен думать о том, что он выполняет заповедь «люби ближнего, как самого себя». Муж должен обращаться с женой ласково, с любовью, говорить ей приятные вещи, стремиться не столько удовлетворить свою страсть, сколько доставить удовольствие и радость жене.

Говорили наши мудрецы: «Что делать человеку, чтобы его сыновья были богаты и жили долго? Он должен исполнять волю Небес и желания жены». Какова воля Небес? — Добрые дела, помощь бедным и т.д. Каковы желания жены? — Это радость близости с мужем — от проявления им к ней знаков внимания и любви, нежных слов, до самого страстно желаемого момента слияния. Свершая близость как заповедь, соединяя тела и мысли, супруги привлекают Божественное присутствие и одаряют своё будущее потомство высокой душой и такими чертами характера, как достоинство и честность, праведность и чуткость.

При исполнении супружеских обязанностей важен настрой, направление мыслей человека. Здесь существуют четыре уровня.

1) Выполнение сразу двух заповедей — и любви к ближнему, и продолжения рода. Это самое верное намерение.

2) Близость во время беременности жены. Интересно, что на характер будущего ребёнка влияют не только обстоятельства зачатия, но и последующие интимные отношения на протяжении всей беременности, когда многое можно исправить и улучшить, направив мысли во время близости на святое. Еврейская традиция говорит, что супружеская близость в первые три месяца беременности отрицательно сказывается на матери и ребёнке; во втором триместре — тяжела для матери и хороша для ребёнка; в третьем — благоприятна и для матери, и для ребёнка.

3) Если муж замечает, что жена наряжается и украшается, старается привлечь его внимание, выражая своё желание не словами, а глазами, улыбкой, сердцем — то вступить с ней в близость — очень святое дело, особенно, если в этот день муж собирается в командировку.

4) Интимная близость, вызванная страстным желанием мужа. В этом случае, соединяясь с женой, муж оберегается от греха — от мыслей о связи с другими женщинами или напрасного излияния семени. Этот уровень тоже хорош, но не так, как первые три. Можно назвать три предыдущие ступени альтруистическими, продиктованными заботой о ближнем, тогда как четвёртая ступень скорее эгоистична. Но, во всяком случае, когда человек удовлетворяется разрешённым и не стремится к запрещённому — его намерение правильно.

Поскольку душа ребёнка рождается, так сказать, из мыслей родителей, надо быть очень осторожным, чтобы избежать неприятных последствий.

В Талмуде указаны 9 запрещённых случаев близости супругов, в результате которых могут быть зачаты дети с дурными наклонностями. Конечно, такие дети не обязательно станут бандитами и преступниками — ведь свобода выбора поступков есть всегда. Но их природные склонности ко злу будут сильны, и им будет гораздо труднее, чем другим людям, «держаться на плаву» — то есть оставаться праведными, честными и совестливыми.

Итак, вот эти 9 запретов интимных отношений:

1) Против желания жены

2) Если муж ненавидит свою жену

3) Если муж или жена отлучены от общины

4) Подмена — если муж при близости с женой думает о том, что он соединяется с другой женщиной.

5) Если жена не хочет оставаться замужем

6) При алкогольном опьянении или во сне

7) Если муж думает о разводе с женой

8) Смешение — если во время близости муж или жена думают также и о других партнёрах

9) Если жена открыто — словами — требует близости.

Внесём некоторые разъяснения.

1) Совсем не по-еврейски проявлять насилие по отношению к жене — она не рабыня и не вещь. Следует сначала ласково уговаривать её, привлекая к себе приятными словами и знаками любви.

2) Вещи, вызывающие отвращение и неприязнь, запрещены к употреблению вообще. Например, человек не должен есть пищу, неприятную для него на вид и вкус, даже если она объективно полезна. Тем более нелепо гасить нелюбовь к жене половым актом с ней. Сначала успокойтесь и помиритесь! Если же муж, хоть и не очень любит жену, но не испытывает к ней ненависть — близость между ними разрешена.

3) Отлучение от общины в наше время редко случается. Но данный запрет вступает в силу, когда один из супругов находится в семидневном трауре (не дай Б-г) по близким родственникам.

4) Этот грех усиливается, если во время близости с женой муж думает о нееврейке.

5) Это уже не любовь, а разврат. Исключение составляет случай, когда от близости жена получит такое удовольствие, что передумает расставаться с мужем.

6) Если один из супругов пьян до «умопомрачения» или спит, то как проявится их любовь? Однако, немного выпить не запрещается. Только жениху и невесте в день свадьбы следует хранить трезвость, чтобы в их первую ночь сознание было бы ясным, чувства свежими и любовь истинной.

7) Если муж помышляет о разводе, то его близость с женой является коварством и предательством по отношению к ней — ведь она не знает его намерений.

8) Чтобы не произошло «смешение» в мыслях, не следует перед близостью говорить о посторонних людях и вещах, смотреть фильмы и развлекательные программы. Даже голоса прохожих за окном могут помешать.

9) Если женщина нагло, без стеснения, выражает своё желание словами — это признак дурного тона и скверного характера. Однако жена может иносказательно, намёками привлечь к себе внимание мужа, наряжаясь и украшаясь для него.

Перечисленные правила — не «высший пилотаж» и не «супер-фанатизм», а примеры достойного поведения, обязательные в повседневной жизни и украшающие каждого еврея и еврейку.

В награду за старания Б-г дарует родителям замечательных, прекрасных детей!

Плодитесь и размножайтесь

Заповедь о продолжении рода — «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладевайте ею» — самая первая в Торе. По сути своей — это не только повеление, но и благословение — наделение силой и возможностью выполнить Божественное задание, а также соучаствовать в творчестве самого высокого уровня.

Поэтому каждый мужчина, как активный член общества, обязан жениться и привести в мир новые души. Если он уклоняется от женитьбы или откладывает её, он пренебрегает сотрудничеством со Всевышним и препятствует Его высшей цели — более полному раскрытию Божественного Образа.

Женщина, в отличие от мужчины, не обязана создать семью. Она лишь имеет право согласиться на предложение мужчины стать его женой и матерью его детей. Однако, отсутствие обязанности в данном случае Б-г щедро компенсировал не просто желанием, но страстной жаждой материнства.

Рождение нового поколения — это окно в вечность. То, что досталось нам от родителей и предков, мы посылаем дальше — в будущее. (Наверное, поэтому нам хочется, чтобы дети были лучше и успешнее нас.)

А вот сколько должно быть детей — это непростой вопрос.

Мудрецы утверждают, что минимум для выполнения заповеди «Плодитесь и размножайтесь» — это сын и дочь. Есть мнение, что необходимо иметь, по крайней мере, двух сыновей и дочь. Это значит, что в семье с семерыми мальчишками заповедь ещё не выполнена, и надо продолжать стараться, пока родится девочка. И, соответственно, наоборот.

Кстати, говорят, что семь сыновей подряд — это уже забронированное место в раю. Число дочек, обеспечивающее путёвку в райскую жизнь, увы, не дано нам знать. Зато известно, что рождение сына приносит в дом мир, а рождение дочери благословение.

Что касается тягот воспитания детей, то эта порция предопределена каждому Свыше. Наш выбор лишь в том, разделить ли её на десятерых, или вкусить в полной мере с единственным ребёночком. Как сказала одна многодетная мать: «Неважно — сколько детей: двое, трое или семеро. В любом случае отдаёшь им себя целиком — всё сердце, всю душу, всё время».

А, с другой стороны, страдания и старания вознаграждаются потом полной мерой родительского счастья от детей, внуков, правнуков.

Всё время, пока женщина ещё в состоянии стать матерью, для неё материнство — главная профессия и предназначение, как для Хавы — жены первого человека, матери всего живого. Все остальные детали отступают на второй план — работа и карьера, возраст (слишком юный или наоборот), образование, материальное положение и прочее.

Говорят мудрецы, что ребёнок рождается со своим куском хлеба в руке — да и не только для себя, но и для всей семьи. Всевышний не оставляет своим вниманием ни одно творение, обеспечивая потребности каждой души.

Сколько раз приходилось слышать от пожилых женщин: «Если бы заново прожить жизнь, родила бы много детей!» Только хорошо бы задуматься об этом вовремя, когда наши желания совпадают с нашими возможностями!

Если же здоровье женщины может пострадать от новой беременности, необходимо решать ситуацию со специалистами — врачом и раввином, чтобы определить, какими противозачаточными средствами и как долго можно воспользоваться.

Прежде всего, закон Торы запрещает напрасное излияние семени, приравнивая его к кровопролитию. Это очень тяжкий грех, влекущий за собой суровое наказание — карет. Следовательно, мужчина не может пользоваться презервативами. Вся ответственность выбора ложится на женщину.

Разговаривая с гинекологом, надо иметь в виду, что далеко не каждый врач скажет правду о средствах предохранения. Молодой женщине предложат таблетки, умолчав о том, что через 20 — 30 лет из-за них её постигнут тяжкие болезни — кто думает о здоровье так далеко вперёд, да и кто потом найдёт того врача, чтобы взыскать с него?

Другой женщине порекомендуют внутриматочную спираль, не предупредив, что, находясь в матке, это чужеродное тело вызывает постоянное воспаление и соответствующие разрушительные процессы.

Кроме того, использование тех или иных средств нарушает естественный месячный цикл, вызывает частые кровотечения и выделения, что может, в сочетании с еврейской традицией семейной чистоты, свести частоту интимной близости к нулю (что на 100% предотвратит беременность!). Ну, кому это надо?

Хирургическое вмешательство, приводящее к бесплодию мужчины или женщины, осуждается Торой, как нанесение увечья. Как страшно принять судьбоносное решение навсегда, необратимо!

Гораздо более приемлемо прислушаться к внутреннему ритму женского календаря.

Мы уже сравнивали мужа с Солнцем, а жену с Луной. Подобно Солнцу, ежедневно согревающему своими лучами нашу планету, мужчина способен дать семя в любое время. Женщина же подобна Луне, достигающей совершенства в полнолуние. Период, когда можно забеременеть, очень мал: 1-2 суток в пору овуляции. Если это время упущено, то беременность не наступит.

Ещё раз: решение о временном уклонении от сотворения новой жизни должно быть взвешенным и обдуманным, принятым в соответствии с еврейским Законом, и да сохранит Г-сподь от бед!

Дети

Вспомним детство. Маленькая девочка играет в «дочки-матери». Она любит своих кукол — от крошечных пупсиков-голышей до «принцессы» ростом больше неё. Возиться с куклами, купать и переодевать их, «кормить» и прогуливать, носить на руках и воспитывать — это не просто игра. Незаметно для себя девочка приобретает навык материнства, устойчивый тип поведения. Подрастая, она может направить свои порывы на близких ей людей. (Осторожно! Только не на мужа! Муж — не ребёнок).

Счастлива та, кто обретает свою семью и благословляется собственной живой куклой — младенцем. Сколько сил, души, тепла и любви мать готова отдать своему чаду! А с другой стороны — какое совпадение — дитя принимает всё это изобилие с радостью и благодарностью, даря в ответ прибавку в росте и весе, улыбки, первые шаги и т.д.

Проблемы начинаются, когда ребёнок слегка подрастёт. Он уже стремится к самостоятельности, а мать всё ещё видит в нём «сосунка». Вот тут бывает совсем кстати прибавление в семье — новый малыш. На него и изольётся вся накопившаяся нежность, а старший получит свою долю необходимой свободы.

Если же этого не происходит, отношения мать — ребёнок могут обостриться, вызвать бунт протеста, разрыв; или — другая крайность — маменькин сынок до седых волос останется при маминой юбке, прочно войдя в роль дитяти.

Да, женщине необходимо нянчить — это её природа. Говорят наши мудрецы, что больше, чем телёнок хочет сосать, корова желает кормить его.

Поэтому Всевышний даровал женщине это право — рожать ещё и ещё, переживая вдохновение творчества, ожидая счастливых перемен, обретая новые надежды и мечты!

По сути дела, долго ли мы обладаем нашими детьми? Лет 12 — 13 или чуть больше. Дети необратимо взрослеют, и психологическая «пуповина» окончательно перерезается. И, даже оставаясь дома, а, тем более, уезжая учиться в другой город, подросток отныне предпочитает общество своих сверстников, а не родителей.

Становится вдруг так пусто, так не хватает малыша… И как счастлива мать, которая может переключиться с младшего ребёнка на старшего внука!

…И вот, приходит время, благословение начинает сбываться. И нам не терпится поделиться со всем миром хорошими новостями! Но — лучше сдержаться! Советуют наши мудрецы до середины срока не сообщать о беременности даже близким родственникам. Помним, что благословение удерживается на том, что скрыто от глаз.

В это время, как впрочем, и всегда, мы остро нуждаемся в поддержке с Неба. Талмуд советует нам, о чём молиться — в соответствии с возрастом будущего человечка.

— В первые три дня после заповеданной близости просят о том, чтобы беременность состоялась — то есть, чтобы оплодотворённая яйцеклетка укоренилась бы на своём месте в стенке матки.

— От трёх до сорока дней беременности можно просить, чтобы ребёнок родился желаемого пола, так как этот вопрос решается именно на сороковой день. Просьбы, поданные с опозданием, не будут рассмотрены.

— От 40 дней до 3 месяцев просят, чтобы все органы ребёнка сформировались и развивались исправно, чтобы всё было на месте, хорошо и ладно.

— От 3 до 6 месяцев просят, чтобы беременность протекала благополучно и не была бы прервана выкидышем.

— От 6 до 9 месяцев просят, чтобы ребёнок пришёл в наш мир с миром, здоровый и красивый, чтобы роды были лёгкими и удачными.

Мы верим, что здоровье и жизнь человека — в руке Б-га. И, вместе с тем, доверяем врачу, которому Всевышний дал право лечить (и знания, и талант, и инструменты). Традиция говорит, что рукой врача водит ангел, а за спиной настоящего специалиста стоит сам ангел Рефаэль.

С другой стороны, Талмуд говорит, что «лучшему из врачей — дорога в ад»! (Если он приписывает свои успехи исключительно собственным достоинствам, отвергая помощь Неба.) Поэтому относиться к медицинскому вмешательству следует разумно, а именно:

— выбирать врача, известного дружелюбным отношением к пациентам

— выполняя указания доктора, принимая лекарства и т.д., молить Б-га о том, чтобы эти средства и старания действительно помогли

— иметь в виду, что не все анализы и обследования своевременны и обязательны. Так, мудрецы нашего поколения не советуют делать ультразвуковое обследование на ранних этапах беременности. Ряд исследований делается только для статистики и не каждой женщине нужен. А некоторые анализы, например, проверка околоплодных вод, вредны и даже опасны.

Было немало случаев, когда врачи и их электронные машины ошибались в диагнозах, прочили недоброе, а ребёнок рождался здоровый. Так что будем помнить: врачу дано право лечить, но не выносить приговор! И направим свои мысли к добру — как учили мудрецы: «Думай хорошо — будет хорошо!»

Роды

Приближаются волнующие дни — предполагаемый срок родов уже «виден на горизонте». В это время женщине особенно нужна поддержка — как физическая, так и психологическая (особенно!). Поэтому желательно, чтобы будущая роженица не оставалась одна.

Все девять месяцев беременности у женщин обычно нет выделения крови. (если, всё же, произошло «ЧП» — необходимо обратиться к врачу, а также выполнить всё, что делает «нида» в обычном случае). Всё это время мы наслаждаемся состоянием «таара» без перерыва. День родов становится новым поворотом в судьбе. Ребёнок рождается в крови, погружая свою мать в состояния «нида». Как такое может быть — чтобы славный подвиг рождения завершался духовной нечистотой — «тумъа»?

Дело в том, что над головой роженицы обитает сама Шхина — Божественное Присутствие. У Всевышнего есть три ключа, которые он не доверяет никому, распоряжаясь ими самостоятельно: ключ рождения, ключ дождей, ключ воскресения из мёртвых. В момент родов женщина окружена таким ослепительным сиянием святости, что, как только младенец появляется на свет и Шхина возносится назад, в верхние миры, образовавшийся вакуум немедленно заполняют силы с противоположным знаком, т.е. «тумъа». Более того, количество святости и, соответственно, после этого, «тумъы» зависит от пола новорожденного. Так, если родился мальчик, власть «нечистоты» длится неделю, а если родилась девочка — то две недели. Ведь крошечная малышка в будущем — тоже потенциальная мать, и ради неё была удвоена порция Святости.

Когда кровотечение прекратится, роженица должна отсчитать семь чистых дней и окунуться в микве. Согласно букве закона, это возможно и через две недели после родов, но практически окунание откладывается на полтора-два месяца, когда женщина достаточно окрепнет. Примерно в это время назначается и проверка у гинеколога, который тоже даёт «добро».

И снова женщина вступает в долгий период чистоты. Он длится тем дольше, чем больше времени продолжается кормление грудью (Тора рекомендует до двух лет!). Имеется в виду период полного кормления, без всяких добавок.

Полезные советы:

1. новорожденному (и его маме) как можно раньше сделать омовение рук это профилактика младенческой желтухи. Можно попросить о помощи акушерку или кого-то из близких, находящихся рядом.

2. как можно раньше, сразу в родильной палате, дать ребёнку грудь, причём левую! Первое питание и первая любовь поступают прямо из сердца!

Циклы

Если молодая женщина не беременная и не кормящая, то у неё регулярно бывает месячное кровотечение. Каждая женщина знает свои «лунные фазы» и примерно представляет себе, когда придёт очередная менструация. Но еврейская традиция требует чёткого знания и строгого арифметического расчёта, оберегая супругов от нечаянного нарушения закона.

Иногда женский организм работает «как часы», месячные начинаются в одно и то же время. Такой цикл называется постоянным («весет кавуа») и бывает редко. В большинстве случаев цикл непостоянен («весет шеэйно кавуа»).

Итак, нам нужен специальный календарь для нашего графика. Прежде всего условимся, что даты в нём соответствуют еврейским числам и месяцам. Еврейский календарь более естественен и точен, чем привычный григорианский.

Для начала отметим дату предыдущей менструации. Имеет также значение, началась ли она днём или ночью. Напомним, что «день» — это время от рассвета до заката, а «ночь» — от заката до рассвета.

При непостоянном цикле для определения времени последующих месячных рассматриваем три варианта.

1 — день месяца: возможно, что менструация начнётся в тот же день и час (т.е. днём или ночью), что и предыдущая.

2 — «средний» период («она бейнонит») — это тридцатый день от начала предыдущей менструации, считая от первого дня. При этом появление крови ожидается полные сутки, от захода до захода солнца.

3 — интервал («афлага») — количество дней от окончания предыдущих месячных до начала последних (Следовательно, нам нужны здесь данные за два прошедших месяца).

Отмечаем в нашем календаре все три варианта, пользуясь цветными наклейками, разноцветными карандашами и т.п.; указывая, соответственно, «день» или «ночь». Это могут быть три разные даты, а, может быть, что две отметки совпадут, а третья будет на некотором расстоянии.

С наступлением намеченной даты супругам следует отдалиться друг от друга, воздержаться от близости и, желательно, от объятий и поцелуев. (Есть мнение, что близость в «пору ожидания» опасна и тем, что может «сбить» наметившуюся беременность.)

На исходе срока (той «ночи», или того «дня», или тех суток — при среднем периоде) женщина должна сделать проверку (как во время семи чистых дней). Если проверка «чистая» и месячные не наступили, в дальнейшем супружеская близость разрешена.

С начала беременности продолжают отмечать и соблюдать дни отдаления также во втором и третьем месяце согласно «дню месяца». После этого женщина становится «месулекет дамим» — т.е. «далёкая от крови», больше у неё не должно быть кровотечения до самих родов, да будет её организм здоровым и крепким!

Такой же статус — «месулекет дамим» — имеет и кормящая мать, и женщина, перешедшая рубеж климакса.

Особое место в законах семейной чистоты занимают «пятна» подозрительного цвета — т.е. высохшие следы выделений из влагалища, обнаруженные на нижнем или постельном белье без всяких сопровождающих ощущений. Такая «находка» всегда неожиданная. Если же мы её «искали намеренно» — например, совершали положенную проверку семи чистых дней или, почувствовав истечение чего-то влажного, осмотрели бельё и нашли цветное выделение — закон гораздо строже. «Нечистый» цвет чреват «нидой».

В чистые дни пятно может нарушить наши позиции лишь при следующих условиях:

— оно найдено на белой ткани

— оно «некошерного» цвета

— оно имеет площадь кружка диаметром не меньше 19 мм. (Несколько мелких отдельно стоящих пятнышек при этом не складываются вместе).

Следовательно, пятно чистого цвета (зелёный, синий, жёлтый) на цветной ткани вообще нас не волнует. Отсюда рекомендации раввинов: носить в чистые дни цветное бельё, не разглядывать туалетную бумагу после использования и не искать хлопот на свою голову. Даже если зловредное пятно испортит радость и сократит дни близости, всё же в личном календаре оно ничего не изменит. Придётся отметить его появление на таблице (отдельным цветом), но расчёт периодов ожидания месячных будет вестись по-прежнему.

Вместо заключения — вернёмся к началу.

Мазаль Тов! Жених и невеста, муж и жена. В ваших руках — нежный росток будущего семьи. Его и поливать надо, и защищать от ветра и стужи. Пусть понятие «семья» станет для вас высшей ценностью и эталоном, по которому вы будете сверять свои шаги и поступки.

Впереди — совсем не обязательно только безоблачные дни и безмятежное счастье. Да и кто может пообещать, что всегда будет легко? Наоборот, предстоит тяжёлая работа по возделыванию сада своей семьи — до изнеможения, до полной самоотдачи. Но по труду и награда!

В наши дни всё больше в нашем окружении вещей одноразового использования, от посуды до фотоаппаратов. Вещи обесцениваются, мы выбрасываем и заменяем их без сожаления.

Эта привычка приводит к тому, что в некоторых семьях подобное отношение переносится и на супруга. Но муж или жена — не разовый стаканчик! Представьте себе, что вы получили фамильную драгоценность, из века в век переходившую от поколения к поколению, пока не попала она к вам в руки. Вы с трепетом и восторгом будете оберегать своё достояние, под стекло спрячете от чужих рук. Так же относитесь к своему супругу! Даже если до свадьбы он/она видится «этак», а после свадьбы несколько иначе, свобода выбора спутника жизни уже закончена. Теперь каждый имеет то, что имеет: то, что уготовано ему Всевышним; то, что является истинной его парой, точным к нему дополнением, тем, что он заслуживает и что поможет ему раскрыть полностью красоту и способности своей души. Этот, только этот супруг, со всеми его плюсами и минусами, это и есть твой суженый (какое забытое слово!). Впрочем, недостатки — это всего лишь оборотная сторона достоинств. А если мы научимся дорожить друг другом, своей семьёй, то сумеем и детям передать такое же отношение. И тогда у них тоже, а потом и у их детей, будут крепкие семьи, на славу!

Секрет успеха заключается в том количестве души, которым мы способны поделиться друг с другом. Так, родительская любовь рождается благодаря тяготам беременности, страданиям при родах, бессонным ночам у детской кроватки, пролитым с годами слезам и седине в волосах! И разве кто-то откажется от тяжёлого, проблемного ребёнка?!

Такова и супружеская любовь. Собственно, мы больше всего любим самих себя. Но если частицу себя мы будем отдавать самому близкому и родному человеку — своему супругу; отдавать раз за разом, день за днём, то, несомненно, эта «наша» часть в «нём» будет вызывать и питать всё растущую любовь к нему — к тому «ближнему», которого и надлежит «возлюбить» как самого себя — до полного смывания границ и ощущения себя с ним единой сущностью.

Согласно Торе, у женщины есть преимущество перед мужчиной. Творец даровал ей исключительное свойство — «бина етера» — более глубокое понимание, или «супер — интуицию». Вооружившись этим инструментом, жена строит — «бона» свой дом и растит в нём «баним» — детей («бона», «бина», «баним» — слова родственные).

Говорят наши мудрецы, что женская мудрость строит дом, а неразумие разрушает его. Пусть же наше строение будет действительно зданием на века, и пусть в нём будет уютно и домочадцам, и гостям!

Посвящается светлой памяти моей свекрови Марии Зеликовны Павловецкой
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Семья » Еврейская женщина (другие статьи):