СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 09:51

Перед какой едой омывают руки?

Еще с времен Храма постановили мудрецы, чтобы коэны не касались «трумы» (приношения) до того, как они обмыли руки.

16.02.2013 3559 мин.

Еще с времен Храма постановили мудрецы, чтобы коэны не касались1 «трумы» (приношения) до того, как они обмыли руки. Причина в том, что до этого человек возможно касался нечистого места и если он сейчас дотронется до «трумы», она станет «тамэ» (духовно нечистой).

Для того, чтобы коэны привыкли омывать свои руки перед тем, как брать «труму», мудрецы обязали нас омывать руки даже перед едой простого хлеба («хулин»)2. При этом нет различия между коэнами и простыми евреями.

Также указание омывать руки перед едой хлеба распространяется на употребление любого вида еды, которую окунали в жидкость3.

Хоть и в наше время нет Храма, мудрецы не отменили закон омывания рук, ведь когда будет отстроен Храм, мы станем есть пищу в духовной чистоте2.

Человек должен сделать омовение рук и произнести благословение «ал нетилат ядайим» перед следующими видами пищи:

1. Если он намеревается есть хлеб, на который произносится благословение «а-моци» в количестве более чем 54 см³ (и съесть 27 см³ в течение 3-4 минут или 6-7 минут постфактум)4.

2. Если он намеревается есть любое мучное изделие, на которое произносится благословение «мезонот» в количестве более чем 230 см³ и он насыщается этим или устанавливает трапезу на это5.

Человек должен сделать омовение рук (таким же образом, как на хлеб) только без благословения «ал нетилат ядайим» перед следующими видами пищи:

1. Если он намеревается есть хлеб меньше чем 54 см³ (как «бейца» — яйцо без скорлупы).

2. Если он намеревается есть пищу, которую окунают в жидкость (воду, вино, молоко, сливочное масло, мёд) и эта жидкость еще находится на самой еде6.

3. Если он намеревается есть вареные или маринованные овощи или фрукты, вареное мясо или рыба в воде (или жареная на оливковом масле)7.

4. Если он намеревается съесть немного хлеба (менее чем 27 см³) до спиртного напитка или до соленной рыбы4 (и тогда надо произнести благословение «а-моци»).

6. Если он намеревается есть печенье, которое окунает в чай.

Мудрецы не указали омывать руки на:

1. Изделия которые принято есть ложкой или вилкой (к примеру вермишель). Но если же человек намерен есть их руками, то тогда надо омыть руки.

2. Не принято омывать руки для приготовления или нарезания пищи, окунувшейся в жидкость, поскольку мудрецы указали нам омывать руки до самой еды, а не до или во время ее приготовления.

3. Если он намеревается закусить немного хлеба (менее чем 27 см³) после спиртного напитка или после соленной рыбы4 то тогда не надо не делать омовение рук поскольку не нужно будет произносить благословение «а-моци».

4. Не принято омывать руки перед нарезанием хлеба.

5. Человек, который касается еды при кормлении другого человека, не должен мыть руки до этого8. Тот, кого кормят, должен помыть руки, иначе его нельзя кормить, поскольку сказано: «И перед слепым не клади препятствия» («Ваикра» 19:14).

Примечания:
1 Трактат «Завим» глава 5, мишна 12. Трактат «Хагига» глава 2, мишна 5. «Шулхан Арух» 158:1.
2 «Шулхан Арух» 158,2: Мудрецы постановили омывать руки именно до еды хлеба, а не до его касания.
3 Обряд «Нетилат ядаим» к трапезе, глава 20. «Кцот а-Шулхан» глава 36, раздел 9. Именно до еды, а не до касания руками этой пищи.
4 Обряд «Нетилат ядаим» к трапезе, глава 18. «Шулхан Арух» 158:2.
5 Обряд «Нетилат ядаим» глава 19.
6 Обряд «Нетилат ядаим» глава 20.
7 «Шулхан Арух» 158:10.
8 «Шулхан Арух» 163:2.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter