СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 03:40

Является ли кошерными генетически модифицированные продукты питания?

По мнению ведущих раввинов нет запрета из Торы на употребление генетически модифицированных продуктов.

08.03.2013 6249 мин.

Вопрос: Является ли кошерными генетически модифицированные продукты питания? Это весьма практический вопрос у нас в Америке. Здесь используют такие продукты питания очень обширно. При этом изменяют или добавляют различные гены продуктов питания. Например, в ген картошки вводят ген скорпиона, чтобы колорадский жук ее не испортил. Или в ген капусты добавляют ген морского котика, чтобы она была морозоустойчивая. Сейчас разбирается вопрос, чтобы разрешить в США внедрить ген какой-то змеи рыбе саломон, чтобы она росла намного быстрее. Мила Ш. (США)

Ответ: Генетические изменения, как правило, производятся в научных или хозяйственных целях. При этом, из определенного растения, насекомого или животного отделяют гены с желаемым качествами. Потом в лаборатории это гены копируются и их вводят в растение, чтобы получить желаемые качества.

Это делаться несколькими способами: 1. С помощью «генной пушкой», которая стреляет нужными генами в растение. 2. С помощью насекомого, который живет на самом растении. Насекомое при этом является только посредником для передачи генов и само по себе оно не может превратить плоды растения в некошерные.

Но в последнее время ученые добились возможности вводить гены некошерных животных в разные виды растений. Например, в Америке ввели внутрь кукурузы гены некошерных насекомых, чтобы кукуруза стала устойчивой к удобрениям. Эти введенные гены являются частью некошерного насекомого. Также внутрь помидоров и клубники помещают гены некошерной рыбы, что превращает эти овощи в морозоустойчивые. Также ввели гены лягушки в яблоки, чтобы они не темнели.

При этом, возникает законный вопрос — являются ли эти фрукты или овощи кошерными?

Эту проблему обсуждают многие законодательные авторитеты нашего время.

Существует мнение, что это кошерно, поскольку1:

1. Невозможно есть гены сами по себе, так как они не являются пищей. Даже если (теоретически) их возможно съесть, несмотря на это, они не пригодны в пищу собаке.

2. Некошерный ген отменяется в самой еде согласно закону отмены 1 к 60.

Но есть и противоположное мнение.

1. Относительно отмены один к шестидесяти нет конкретного доказательства этому. Поскольку платформа, которая позволяет новым генам сотворить новый организм (в хромосомах), сама по себе больше нового гена в 60 раз. Но это платформа (или плазма) не участвует в самом процессе и вероятно, что без нее не будет достаточного количества для отмены нового гена 1 к 60. Более того, в результате стрельбы из «генной пушки» в каждое ядро попадает миллион генов, а не один2.

2. Относительно предположения, что эта пища не съедобна даже для собаки, то возникает вопрос: кто-либо пробовал эти гены, чтобы делать это галахическое утверждение? Более того, известно, что сам ген имеет свойство «маамид» (т.е. если благодаря ему существует какой-то овощ, то тогда мы смотрим на него не как на маленькую частицу, а как продукт, который не теряет своей сути даже в отношении 1 к 1000)2.

Но этому возражает р. Ланда, глава раввината Бней-Брака, который объясняет, что посредством помещении зерна в землю, растение теряет свое генетическое запретное свойство и становится разрешением.

Также из слов р. Герцеля, раввина г. Нацрат-Илит, следует, что у раввината нет возможностей требовать от людей взять на себя устрожение не употреблять генетически модифицированную пищу. Но тот, кто хочет взять на себя этот запрет и соблюдать его, имеет на это право, поскольку ему есть на кого полагаться.

По словам судьи и раввина в раввинате Краун-Хайтс, р. Швея, новый ген теряет свое свойство во время нахождения в земле, поскольку там зерно проходит процесс гниения и разложения, что отменяет силу нового гена. И выращенный фрукт или овощ не имеет этого некошерного свойства.

Также по некоторым мнениям, например, Йеуды Шрешевского3, при смеси растения с запретным геном, существует вопрос касающийся закона «таарувот» (смеси двух видов ингредиентов). Но, в данном случаи, это не совсем та запретная смесь, которая обсуждается в этом законе. Поскольку при данной смеси зерна не смешивается оригинальный ДНК запретного животного, а только его копия (которая создана в животном), подобие формы оригинального запретного ДНК.

Вывод:

Из всего вышесказанного следует, что по мнению ведущих раввинов нет запрета из Торы на употребление генетически модифицированных продуктов. Также надо принять во внимание, что на практике любой житель цивилизованной страны в какой-то мере употребляет если не сами модифицированные овощи или фрукты, то их ингредиенты в кошерных продуктах. И часто эти продукты имеют штамп БАДАЦа, высшей степени кошерности (например, формула для грудных детей «Симилак Айсомил» на соевом молоке, имеющая израильский кашрут, порошок лyковoго супa компании «Осем» и т.п.).

Если же человек хочет взять на себя устрожение не употреблять генетически модифицированную пищу, то по некоторым мнениям, он имеет права на это.

Примечания:
1 «Ялкут Йосеф» (автор рав Ицхак Йосеф), раздел «Мицвот а-тлует баАрец», 295:20.
2 «Галаха бэ ямейну» (автор — рав Яаков Ариэль) стр. 138-142.
3 «Генетическое инженирование» стр. 11-12.

Комментарии: 3 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter