АБАЙЕ

05.05.2016 09:39 | 594 | | (0)
Пещера АБАЙЕ и Равы <span>фото: М. Каспинов</span>
Пещера АБАЙЕ и Равы фото: М. Каспинов

АБАЙЕ (4039-4099), вавилонский амора четвертого поколения. Он был сирота. В Талмуде рассказывается, что его отец умер сразу после того, как его мать забеременела, а мать умерла после его рождения. В трактате «Кидушин», где приводится обсуждение о заповеди уважения к родителям, сказал АБАЙЕ: «Счастлив тот, кто не видел своих отца с матерью и не нарушил заповедь уважения к ним». Аббревиатура имени АБАЙЕ составляет слова (Ошеа 14:4): «Лишь в Тебе найдет сирота милосердие».

АБАЙЕ обучался у своего дяди Раба бен Нахмани и у рабби Йосефа, преемника Рабы на посту главы Пумбедитской йешивы, и возглавлял эту йешиву. Его партнером по учебе был Рава. Закон был вынесен по его мнению только шесть раз.

Праведники совершают чудеса в мире в сотрудничестве с АБАЙЕ, который является источником Устной Торы, а с помощью силы Торы можно делать чудеса. На это есть намек, как сказано («Бемидбар» 16:30): «А если творение (новое) сотворит Г-сподь» — аббревиатура имени АБАЙЕ. Только этот отрывок начитается с «А...», что намекает на привлечение Торы, с помощью которой происходят чудеса. В самом этом отрывке идет речь о чуде, которое сотворил Моше, когда земля разверзлась и поглотила Кораха вместе с его людьми, которые противились раскрытию Имени Всевышнего выше законов природы.

Баал-Шем-Тов говорил («Кетер Шем-Тов», примечание №28), что АБАЙЕ является источником Устной Торы. Алтер Ребе свидетельствовал, что путь учебы Баал-Шем-Това был подобен пути АБАЙЕ.

Когда Алтер Ребе приехал в Шклов и миснагдим (противники хасидизма) начали насмехаться над хасидидами, что они якобы не умеют учиться, Алтер Ребе показал им свои знания. Но, несмотря на это, они заявили, что Баал-Шем-Тов занимался с простыми людьми, что свидетельствует о его малых знаниях. Тогда Алтер Ребе в течение трех часов повторял учение в стиле Баал-Шем-Това на тему из Талмуда «Когда можно констатировать, что хозяин отчаялся найти потерянное?», в отношении которой закон был принят по мнению АБАЙЕ. После того, как все присутствующие увидели, что это похоже на спор самих АБАЙЕ и Рава, Алтер Ребе сказал, что путь учения Баал-Шем-Това был как у АБАЙЕ.

Когда Раба бен Нахмани сказал о себе, что он «средний», ответил ему АБАЙЕ: «Учитель, ты никому не оставил надежды на жизнь». Ребе Король Мошиах объяснил («Игрот Кодеш» том 3, стр. 61) от имени своего отца, что если в мире нет полного праведника (каким был Раба), то ни у кого в мире не было бы надежды на жизнь, так как не от кого было бы ее получить.