СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 17:53

Том 1, стр. 283

№152

1

С Б-жьей помощью
третий день, 3 Ияра, 5704 года
Бруклин, Нью-Йорк

Мир и благословение!

…И я уже говорил2, что нужно сказать, что это есть намек в словах наших благословенной памяти учителей (трактат «Йевамот» 114а), что три раза сказано об обязанности предостерегать взрослых в отношении детей3: о мерзости, крови и нечистоте.

И вот, со стороны воспитанника и ученика (который является ребенком по отношению к воспитателю и учителю с большими знаниями) есть такие, кто уклоняется от того, чтобы на них влияли и падает духом. И есть три причины этого:

1) Они говорят, что ситуация сейчас (в особенности в некоем месте) такова, что люди по своей природе очень грубые и приземленные, что нет превосходства человека над скотом, и тогда как в их уши проникнут слова Торы и идеи богобоязненности и т.д.? И на это есть указание, что даже если человек ест мерзость, что показывает на то, что он совсем вышел из рамок человеческого существа, ведь душе человека противна эта мерзость (трактат «Орает» 11а), тем не менее нам дается заповедь воспитывать его и предупреждать. И как свидетельствовали наши благословенной памяти мудрецы («Бамидбар раба» в начале гл. 12), что Всевышний требует только по силам того, кому Он дает указания. Поэтому должно быть так, что у воспитателя есть силы, чтобы действовать и влиять.

2) Они говорят, что речь идет о том случае, когда может быть оказана польза с помощью пропаганды и воспитания — в отношении тех вещей, к которым человек не привык за всю свою жизнь. Но если прошло уже несколько лет и у него это вошло в привычку, то нет надежды на то, что он перестанет делать это. И отрицание этой позиции объясняется в предостережении взрослых по отношению к детям о крови, как сказали наши учителя (Сифри) на слова Торы («Дварим» 12:23): «Но крепись, чтобы не есть крови», что из этого мы делаем вывод, что вкушение крови являлось для них привлекательным. Но ведь и в этом случае обязательно и действенно воспитание.

3) Они говорят, что речь идет о том случае, когда нужно заниматься стараниями и воспитанием именно в отношении того, что можно объяснить воспитаннику согласно разуму и здравому смыслу, но в отношении того, что зависит от веры и принятия власти Небес, когда они утверждаю, что не верит, то нет никакой возможности вступать с ним в разговор. Но и в этом случае дается указание взрослым о детях по отношению к начистоте, хотя это непонятно разумом, а только постановление Торы. И как пишет РАМБАМ (в конце…

Примечания:
1) Напечатано в «Ликутей Сихот» том 2, стр. 680.
2) Выше, письмо №72. И см. также следующее письмо.
3) Написано в книге «Ваикра» (21:1): «И сказал Господь Моше: Скажи священнослужителям, сынам Аарона, и скажи им…» РАШИ объясняет, что слово «скажи» повторяется, чтобы предостеречь взрослых, что касается детей (т.е. взрослые обязаны заботиться о том, чтобы дети не нарушили запрет). (21:1): «Из-за мертвого не лишит себя чистоты в народе своем». (11:42): «Все ходящее на чреве, и все ходящее на четырех, также все многоногое из всего кишащего, передвигающегося по земле, не ешьте их, ибо гнусны они». (17:12): «Никто из вас не должен есть крови…»

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 2116 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter