...требуются большие и сильные усилия, двойные и удвоенные и т.д. и человек должен обдумывать это долгое время каждый день и т.д. И только тогда со своими собственными силами дойти до «нижнего страха», а тогда, тем более и к любви, которая должна быть у каждого. И здесь написал, что это очень близко и легко для каждого. И нужно разобраться с этим.
Идея того, что разум управляет сердцем. Материальной причиной этого является то, о чем сказано в гл. 51: «И даже сердце получает от мозга, и потому мозг властвует над ним по природе своей».
Идея этой власти в служении — самоподчинение, как это объясняется в толкованиях о нечистой духовной оболочке Амалека: «Тора Ор» со слова «Помни» и еще.
Эта власть только над внешней частью сердца, но не над внутренней его частью. См. «Ликутей Тора» со слов «И будет в тот день», п. 3.
С благословением сейчас же — к раскаянию, сейчас же — к Освобождению!
М. Шнеерсон
[второе издание части этого письма]
Вы сомневаетесь в отношении сказанного в книге «Тания» гл. 17: «Ибо на самом деле невозможно для злодеев начать служить Всевышнему без предварительного совершения раскаяния о прошлом» — идет ли речь о том, что не может быть совершенно отдаление от зла и совершение добра на деле, или невозможно для него прийти к исполнению Торы и заповедей с помощью того, что разум управляет сердцем, когда задумается о величии Всевышнего и т.д. — о чем идет речь в этой главе. Но им можно достигнуть того, что это будет близко также и для них в устах и в сердце, чтобы сделать это. И это с помощью задействования силы принятия власти Небес и т.п. из сил Божественной души в мыслительный процесс. И согласно второму объяснению, что также и для злодеев это близко благодаря помощи других душевных сил, можно объяснить то, что в главе, где речь идет о том, как это близко и т.д., обсуждаются злодеи, что не так согласно первому объяснению. Тогда нужно было ему завершить сначала объяснение всего отрывка из Торы — то есть также и слово «очень», которое объясняется в гл. 18 и далее — и только после этого написать, что общая идея написанного не относится к злодеям, так как для них невозможно и т.д.
Р. Элияу-Нахум Шкляр, резник и проверяющий
Бруклин
Ответ. Начну с того, что пишете в конце, что поэтому и упоминаются злодеи в главе, в которой объясняется, что может быть такая ситуация, что это будет близко благодаря помощи других сил в размышлениях. Также и для них это близко для того, чтобы сделать.
Но на мой скромный взгляд это не так, ведь кто вообще говорил о других силах в гл. 17, а согласно вышесказанному...