Игрот Кодеш. Том 11, стр. 299

Просмотров: 84 | Комментарии (0)
…известно то, что сказал Мителер Ребе, сын Алтер Ребе, автора книг «Тания» и «Шулхан Арух», о Иерусалимском Талмуде, как это напечатано в книге «Врата света» (изд. «КЕАТ», стр. 44-47 и еще).

С благословением на успех Вам и друзьям-раввинам.

П.С.

Прилагается чек на расходы по пересылке.

И в качестве любезности к Вам я хочу сделать несколько замечаний, хотя бы в поспешности, о брошюре «Хидушей а-РИМ», которая находится в конце тома.

В начале: Говорят ли «Шма» по постановлению мудрецов — если речь не идет о запрете из Торы, то не добавляют устрожений и т.д. — см. Вавилонский Талмуд (4б): «Мудрецы сделали устрожение к своим словам и т.д. в отношении вечерней молитвы.

В конце фразы нужно заметить из сказанного в «Шаагат Арье»1 п. 1.

Там, в начале гл. 5: Нужно вдуматься, какая связь между этими вещами и т.д. и не сказано ясно, было ли и т.д. — две эти вещи приводятся в Барайте (только в Иерусалимском Талмуде они приводятся вкратце), где сказано так (Тосефта 3:21, Вавилонский Талмуд 31а): «Не начинают молиться и т.д. и также не расстаются2 и т.д.» Ведь так мы находим у первых пророков, которые завершали свои выступления словами прославления и утешения. — И очевидно, что это доказательство из завершения пророков также относится к идее «не расстаются», что также является завершением. И наоборот, это еще проще, чем доказательство о молитве (см. комментарий учеников раввина Йоны на РИФа). — И на основании этого понятно, что из этого он помнит об этой самой вещи, как объясняют ученики раввина Йоны там. А Виленский гаон исправил в Вавилонском Талмуде комментарий, что не расстаются и т.д., а только в радости после исполнения заповеди. А в Тосефте также есть подобная версия в молитве и во время расставания с другом: «Со словами мудрости».

В конце. Рабби Меир сказал, что каждый еврей окружен заповедями, а в бане он гол без заповедей, пока не посмотрел на свое обрезание. И Вы возражаете3, что по мнению того, кто разрешает думать о словах Торы в туалете, человек может думать о словах Торы, и обсуждаете этот вопрос. — Но это совершенно не является затруднением, так как рабби Меир намеревался рассказать о достоинстве каждого еврея, который окружен заповедями также и в то время, когда он совершенно не думает об этом и не занимается этим. И см. «Менахот» 43б: «Окружил их Всевышний». И нет места для этого возражения. — А по мнению автора брошюры [«Хидушей а-РИМ»] было бы более предпочтительнее возразить так, что без всякого сомнения и в бане исполнилась заповедь об обязанности сердца, как вера во Всевышнего и Его единство, любовь и страх к Нему и т.д. И еще более этого, самим высказыванием «Горе мне, что я гол от заповедей в бане» он исполнил заповедь страха перед Всевышним (и веру в Него). И все это просто.

Примечания:
1 «Рычание льва» — сборник респонсов р. Арье-Лейб Гинзбурга из Воложина.
2 «Расстаются с человеком только после разговора на тему еврейского закона».
3 См. также брошюру по беседе гл. «Лех» 5748 г., п. 5-6.

« предыдущая стр.следующая стр. »

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.