И известно объяснение (РАМА в книге «Цена вина»), что тот страх, который испытывали евреи, страх перед Всевышним, напал также на народы мира. И прежде всего это тело и животная душа (см. «Ликутей Тора» со слов «Лучше уповать»), что с помощью этого исполнили то, что уже приняли, как объясняется подробно в комментариях на Пурим.
С уважением и привет всем участникам этого урока, в котором есть два достоинства: изучение Торы в группе и в той части Торы, в которой нет споров и т.д., а наоборот — единство вплоть до одного, как сказано в известных словах «Райа Меэмна» («Святые послания», п. 26).
И с благословением, чтобы вскоре мы удостоилось исполнения обещания первого освободителя, он же последний освободитель, как сказано в «Райа Меэмна» там, ведь в будущем евреи попробуют от древа жизни и т.д. и будут освобождены из изгнания в милосердии и т.д.
Ожидаю добрых вестей.
№8362
С Б-жьей помощью
14 Адара I, 5722 года
Бруклин
Мир и благословение!
После очень долгого перерыва было получено Ваше письмо и я отвечаю на заданные в нем вопросы.
На основании сказанного в многих книгах, нужно остерегаться1 в отношении текста, который пишут на памятнике на могиле (и вообще в отношении того, что связано с душой, уже находящейся в мире истины), чтобы не преувеличивать и т.д., а тем более в отношении того, чего нет в реальности. Я имею в виду, что не следует писать, что он был из какого-то (известного) рода, если это не так. И отсюда также понятно, что если есть сомнение, то зачем нужно вовлекается в такие сомнительные вещи?
Что касается того, что Вы пишете об учебе в йешиве «Томхей-Тмимим» — понятно, что это не имеет значения2, было ли это в Любавичах или в другом месте, так как это одно и то же. Также не имеет значения в данном вопросе период учебы, был ли это год или больше. И как сказали мудрецы3: «Он учился один день».
Примечания:
1) См. также выше, том 20, письмо 7662 и в примечаниях к нему.
2) См. также «Ликутей Сихот» том 14, стр. 313 и в других местах.
3) Трактат «Хагига» 5б.