Объяснение отрицания в этом высказывании: «Кто не обратил и т.д.» — как в «Ликутей Тора», глава «Хукат» (61д) — согласно объяснению РАМАЗа там (как упоминается в «Ликутей Тора» там), что это облагораживание нейтральной оболочки и т.д. с помощью Торы и заповедей и т.д., что относится в обязательном порядке к каждому человеку, как это понятно. — И см. также «Тора Ор», глава «Микец» 42а. И тезисы в книге «Путь твоей заповеди», часть 2 к «Шмот раба» гл. 43.
№2806
С Б-жьей помощью
12 Тамуза, 5714 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Авраам-Яаков1
Мир и благословение!
Ваше письмо от 15 Сивана было получено.
И в эти благоприятные дни освобождения моего уважаемого тестя и учителя, Ребе… главы еврейского народа, Всевышний пошлет успех каждому, чтобы «тело» (ведомый) следовало за ведущим, то есть головой.
Чтобы с настоящего времени и далее уменьшились и исчезли все помехи в работе по распространению еврейства вообще, а также укреплению и расширению тех дел и учреждений, для которых трудился мой уважаемый тесть и учитель… в частности. И пойдем по его следам навеки.
С благословением.
P.S.
Что касается того, что Вы пишете в своем письме о содержании запрета «И не дай о ближнем твоем свидетельства ложного», о чем приводится обсуждение в Вашей книге, п. 4-5, и что Вы нашли в комментарии РАМБАНа на Тору в главе «Дварим» 5:12, что это даже в том случае, если его не обязал раввинский суд, что не так, как возразил на это автор книги «Подарок воспитателю» («Минхат хинух»), заповедь №37.
Вот, более того можно доказать из комментария Хезкуни там, что хотя в некоторых местах Торы сказано «свидетель», но речь идет о двоих — ведь даже в отношении одного свидетеля есть этот запрет. Но это мнению понятно из ответов первых гаонов…
Примечание:
1) Наймарк. Другие письма к нему — выше, письмо №2689 и в примечаниях к нему.