СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 07:47

Трактат «Авот»: учиться у всего (5:20)

Желая увековечить в поколениях сокровенные тайны Творения, мудрецы не желали, чтобы знания попали к недостойным. Поэтому, они избирали такие формулировки, буквальный смысл которых уводил бы глупцов в сторону от Истины.

4947 (1) мин.

В дни от Песаха до Рош а-Шана (новолетия), в еврейских общинах заведено изучение трактата «Авот».

Трактат «Авот» содержит в себе летопись передачи знаний Торы от поколения к поколению, и избранные изречения мудрецов разных поколений.

В отличие от других трактатов Талмуда, текст трактата «Авот» отличается легкостью изложения. Сказанное в нем — доступно и простым людям, которым не чуждо размышление. На первый взгляд может даже показаться, что большинство сказанного в нем — лишь афоризмы из сферы нравственности, смысл которых очевиден, и к которым, не следует относиться так же серьезно как, например, к законам, изложенным в «Шулхан Арух».

Важность трактата «Авот» в еврейском служении

Все же, значение трактата «Авот» в еврейском служении весьма велико. РАМБАМ в предисловии к своему комментарию на этот трактат (восемь глав предваряющих трактат «Авот») пишет, что скрупулезное следование указаниям трактата «Авот» — приводит человека к реализации своего Божественного предназначения!

Единственное, что отличает человека от других животных — пишет РАМБАМ — это его способность развиваться, изменять своим склонностям соотносимо с опытом. Пока человек лишь следует своим естественным склонностям, не развивает свою натуру — он ничем не отличается от скотины. Пока он не реализует уникальное качество, присущее своему виду — он, по сути, не может быть полноценно назван «человеком».

Единственно ценный опыт, который возможно приобрести в этом мире — это познание Творца, которое остается с душой человека навеки. То есть, словами РАМБАМА, «постепенное умозрительное выстраивание схемы внутренней структуры миров». Лишь развитие в Служении Творцу, и расширение способности воспринимать Божественную Мудрость — являются по-настоящему достойными занятиями.

Поэтому, по мнению РАМБАМА, высшая ступень, которую может (и должен стремиться) достичь каждый человек — это ступень пророчества. Более высокого уровня восприятия Божественной Мудрости для человека нет. И следование указаниям трактата «Авот» — пишет РАМБАМ — может привести человека к достижению этой ступени.

Кажущаяся простота

Не следует заблуждаться из-за кажущейся простоты некоторых изречений наших учителей. Мудрецы намеренно изложили самые сокровенные тайны в виде притч и афоризмов.

Желая увековечить в поколениях сокровенные тайны Творения, мудрецы не желали, чтобы знания попали к недостойным. Поэтому, они избирали такие формулировки, буквальный смысл которых уводил бы глупцов в сторону от Истины. И лишь человек мыслящий, способный сопоставлять одно с другим — мог постичь истинный смысл сказанного ими (как это подробно объясняет РАМБАМ в своем предисловии к Мишне)

Первые указания «Шулхан Аруха»

Необходимость прислушиваться к сказанному в трактате «Авот» подчеркивает и свод законов «Шулхан Арух». То, с чего он начинается — отрывок из трактата «Авот»: «Йеуда бен Тейма говорит: будь дерзок как леопард; легок как орел; скор как лань; и силен как лев — в стремлении исполнить Волю Отца твоего, что на Небесах».

Первые указания «Шулхан Аруха» — это то, с чего каждый еврей должен начинать свое служение — как общее, так и ежедневное. Еще до того, как заняться своим первым шагом в служении — признанием Творца и произнесением благодарственных слов — еще до этого — следует осознать и настроить себя на главное — стремиться лишь к Истине, раскрывать Божественную мудрость во всем. Осознать, что за всем — даже за нечистыми животными — стоит лишь единый Божественный Разум. Все, что сотворил в этом мире Всевышний (благословен Он!) — призвано нести человеку нравоучения и указания в служении, помогая ему в достижении Высшей Цели.

Четыре качества для человека

Мидраш Шмуэль так поясняет упомянутые четыре качества: «Дерзок как леопард» — означает не придавать значения насмешникам, пытающимся высмеять твое служение. «Легок как орел» — это готовность с легкостью отвлечься от мыслей, устремившихся вслед за глазами в неугодное русло. «Скор как лань» — быть расторопным в служении и выискивать возможность исполнить заповедь. «Сильный как лев» — это тот, кто преодолевает свою натуру, ради служения своему Творцу.

Из того, что составитель кодекса «Шулхан Арух» (который повсеместно принят во всех еврейских общинах) привел эти указания в самом начале, еще до указания произносить первые благодарственные слова — ясно, что эти качества совершенно необходимы для служения. Без них — невозможно даже полноценно выполнить то указание «Шулхан Аруха», которое не требует ритуальной чистоты!

В трудах хасидизма поясняется, что эти четыре качества — соотносятся с четырьмя буквами Имени Творца, и с четырьмя внутренними центрами человека. Лишь направляя все четыре ступени своих внутренних сил на стремление к Творцу — человек может полноценно присоединиться ко всем аспектам Божественности.

Почему Йеуда бен Тейма?

В изречениях мудрецов — не бывает лишних букв. Упомянутая от имени рабби Йеуды бен Теймы мишна — была известна и другим учителям. Однако увековечить ее в поколениях, мудрецы пожелали от имени именно этого мудреца.

Во-первых — мудрецы считали рабби Йеуду бен Тейму заслуживающим этого. На страницах Талмуда они свидетельствуют о нем, что он являл собой достойный пример реализации упомянутых в мишне качеств.

Во-вторых — мудрецы намеком оставили нам важное наставление в Служении Творцу:

Быть дерзким, легким, скорым и сильным — это еще не все. Главное — чтобы эти качества черпали силы из чистого Источника. Наглое поведение, например, порожденное уверенностью в себе — лишь уводит человека от Истины. Дерзость не должна исходить из самоуверенности (источник которой — не чист). Истинная, Божественная дерзость — не наглость, а косвенный результат поведения человека, уверенного в Творце.

Лишь чистая вера в Творца должна быть мотивом всех действий человека. На это намекает имя рабби Йеуда бен Тейма: «Йеуда» — на святом языке происходит от корня «признание» (Творца); «Тейма» — происходит от корня «там», «простодушный».

Опубликовано: 25.05.2012 Комментарии: 1 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter