3. Связывающий посредник

23.11.2006 | 4083 | (0)
3. Связывающий посредник

Говоря о роли руководителя поколения, необходимо отметить, что он не только укрепляет веру евреев, но и учит народ. Другими словами, его цель — научить нас не только вере в Б-га, но и знанию того, что Он есть!1

Такая, сложнейшая на первый взгляд задача становится осуществимой, благодаря связи учения, передаваемом руководителем поколения с пятым уровнем еврейской души, о которой шла речь на прошлом уроке2.

Рассмотрим подробнее это соотношение. В Торе есть четыре уровня постижения учения (ПШАТ, РЕМЕЗ, ДРУШ, СОД), которым соответствуют четыре уровня души (НЕФЕШ, РУАХ, НЕШАМА, ХАЯ). Им, в свою очередь, соответствуют четыре человека, являющиеся руководителями евреев (Давид, пророк Элияу, Моше-рабейну и Адам). Эти люди обладают общей душой на соответствующем уровне, а у каждого еврея, в свою очередь, есть частная душа.

Но есть еще и пятый уровень души которому на первый взгляд не найти соответствия в постижении учения Торы. И действительно, до середины 18 века, учение хасидизма соответствующее пятому уровню еврейской души (ЙЕХИДА, с ударением на последнем слоге) было полностью скрыто, даже более скрыто, чем учение Каббалы. Раскрытие же этих тайн Торы произошло потому, что, наконец, пришло время распространять учение хасидизма для ускорения прихода Мошиаха, человека, обладающего общей душой пятого уровня. Такой ответ получил основатель хасидизма Баал-Шем-Тов от самого Мошиаха на вопрос, когда тот придет. Мы знаем из истории, что начиная с основателя ХаБаДа, каждый последующий руководитель раскрывал все больше и больше тайн Торы, потому что, являясь потенциальными Мошиахами своих поколений, все они обладали общей душой пятого уровня.

Моше-рабейну сказал про себя в Торе: «Я стою между Б-гом и вами»3. Очевидно, что он выполнил функцию связывающего посредника между Б-гом и евреями. Чтобы осуществить это, он должен включать в себя те вещи, которые он соединяет, и поэтому ему дано было соединить в себе Божественность с материальным миром (как было, например, при построении переносного храма в пустыне).

Теперь становится ясным, как проявляется связь хасидов с Ребе. Они не два связанных между собой явления, они — единое целое: Ребе не «разделяющий посредник», а «связывающий посредник»4. Поэтому хасиду понятно, что он, Ребе и Всевышний — одно целое. Ребе связан с бесконечной сущностью Б-га, и нам важна только связь с Ребе, потому что посредством Ребе мы тоже связаны с бесконечной сущностью Б-га.

Руководитель поколения — связывающий посредник между евреями и Всевышним.

Примечания:

1 Ликутей Сихот том 26, стр. 6: «Чтобы еврей тут, в нашем мире, был бы связан со Всевышним и служил бы ему как следует, со всеми силами души, с разумом и чувствами. Это происходит, когда Божественность как бы „притягивается“ вниз, до такой степени, чтобы можно было „знать, что там есть Б-г“. И это в дополнении к тому, что надо верить, что там есть Б-г... Божественность раскрывается внизу в „человеке“, душа в теле, и облекается в него в поразительном единстве до такой степени, как это было у Моше который „человек Б-га“, и этого человека можно видеть и слышать...».

2 Книга Бесед 5752, часть 2, стр. 335. «Итро», 20 швата: «Последние заповеди, которые передал Моше — связывающий посредник „между Б-гом и вами“ (будучи „человеком Б-га“, душа в теле в этом мире) — дают еврею, душа в теле, силу (в частности через искру Мошу в его душе), что он может учить Тору с пониманием и постижением человеческого разума в этом мире».

3 Книга бесед 5751 том 1, стр. 399: «Моше-рабейну это связывающий посредник между Б-гом и евреями, как он сказал про себя: „я стою между Б-гом и вами“, поэтому у посредника должены быть две вещи, которые он соединяет. На слова „Моше — иш а-Элоким“ (человек Б-га) есть комментарий мудрецов: „Если Б-г, то почему человек, а если человек, то почему Б-г? От поясницы вниз — человек, от поясницы кверху — Б-г“. Так как у Моше есть эти две вещи, человек и Б-г, то в его силах соединить Божественность с материальным миром (как было при построении переносного храма — „мишкана“ — в пустыне)».

4 Ликутей Сихот том 2, стр. 510-511: «Евреи и Всевышний едины не только потому, что евреи связаны с Торой, Тора со Всевышним и посредством этого евреи также связаны со Всевышним, а они едины на самом деле. Также связь хасидов с Ребе проявляется в том, что они не только как две связанные вещи, а единое целое: Ребе не „разделяющий посредник“, а „связывающий посредник“. Поэтому хасиду понятно, что он, Ребе и Всевышний этот одно целое. Я не видел, что об этом прямо сказано в учении хасидизма, но это мои чувства. Поэтому тот, кто хочет чувствовать так — пусть чувствует, а тот кто не хочет — я не хочу с ним спорить, пусть у него будет как есть. Отсюда очевидно, что нет нужды задавать вопросы относительно „посредника“, так как это сущность Б-га, как она облеклась в тело. Таким же образом мы понимаем слова Зоар: „Лицо Г-спода Б-га это рабби Шимон бар Йохай“, а также в Торе ангел во время своей миссии называется именем Б-га, или как сказал Моше: „И я дам дождь“... Я видел знатоков Талмуда („баалей нигле“) задающих вопросы, как это возможно? Но такие же вещи сказаны и в открытой части Торы, Иерусалимский Талмуд трактат Бехорим часть 3, закон 3: „Б-г в своем чертоге это рав Ицхак сын рава Элиэзера...“».

Дополнения:

Ликутей Сихот том 11, стр. 209-210: «Самое главное — то, что он Ребе!»

Итваадует 5701 стр. 94: «Ребе это тот, кто связан с бесконечной сущностью Б-га; поэтому нам важна только связь с Ребе и посредством этого мы связываемся с бесконечной сущностью Б-га».

Итваадует 5701 стр. 40: «Несколько дней тому назад ко мне зашел хасид и рассказал с восторгом, что Ребе РАЯЦ сказал ему, что если он он будет связан с ним, то посредством этого он будет связан с тем, с кем связан сам Ребе... Я не хотел огорчать его, но по правде нам не имеет значения с кем связан Ребе. Мы связаны с ним и для нас нет ничего выше этого».

Итваадует 5701 стр. 95: «Один человек рассказал мне, что Ребе (РАЯЦ) сказал ему: „Будь связан со мной и с моей помощью будешь связан с тем, с кем я связан“. Тот человек подумал, что Ребе имеет в виду своего отца, Ребе РАШАБа, и поэтому он был так восторжен. Но на самом деле Ребе имел в виду бесконечную сущность Б-га».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.