СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-19 17:32

2. Критерии самооценки

Под термином «цадик» понимается не тот человек, чьи поступки в большинстве своем праведны. Такое понимание было бы поверхностным ярлыком, берущим в расчет лишь совокупность действий.

29.06.2003 4699 мин.

В начале первой главы «Тании» Алтер Ребе обосновывает верность сущностного определения следующих понятий: цадик (צדיק — «праведник»), раша (רשא — «грешник») и бейнони (בנוני — «средний»).

Под термином «цадик» понимается не тот человек, чьи поступки в большинстве своем праведны. Такое понимание было бы поверхностным ярлыком, берущим в расчет лишь совокупность действий. А для Алтер Ребе важно дать истинное, внутренне-динамичное определение. Казалось бы, зачем начинать книгу именно с поисков точной терминологии? Однако, в отказе от застывших стереотипов и разъяснении настоящего значения этих важнейших понятий и заключается одна из теоретических основ хасидизма.

Людям свойственно давать определение своим ближним по поведению, образно выражаясь, по видимой части айсберга. А хасидизм первым делом требует отказаться от наклеивания ярлыков, от поверхностных суждений. Разглядеть внутреннее и, исходя из этого, воздействовать на внешнее. Хасидизм призван изменить коренным образом саму человеческую личность, а не отдельные поведенческие нормы. Но, безусловно, изменение личности даст проекцию и на поведение, вызовет и в этой сфере сдвиг в лучшую сторону.

Следовательно, задача состоит в том, чтобы освободиться от шелухи предвзятых и поверхностных определений, найти подход к выработке верной самооценки. Если, скажем, речь идет о цадике, то можно проследить за тем, как праведность, становясь все более внутренне-присущей, постепенно заполняет и пропитывает все сокровенные тайники и уголки его души.

Вот та основа, которую Алтер Ребе считает краеугольным камнем, та точка отсчета, с которой пойдет поиск путей к самосовершенствованию. На этом пути мы узнаем, что собой представляет душа, какова ее сущность, каковы ее силы и возможности, и тогда нам будет ясно, нажатие на какие «рычаги» вызовет такое существенное изменение в ней, которое естественным образом отразится в дальнейшем и на поведении человека.

Именно этого хасидизм требует от еврея: не достаточно евреем называться, надо еще и быть евреем.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter