4. Хорошо замаскировался

22.07.2003 | 2746 | (0)

Иногда даже самая серьезная мысль неплохо иллюстрируется шутками. Поэтому этот урок мы начнем с анекдота.

Сидят Чапаев и Петька в окопе, вдребезги пьяные. Петька спрашивает Чапаева: «Василий Иванович, ты меня видишь?» Тот покрутил головой: «Нет, Петька, не вижу». «И я тебя не не вижу. Значит мы хорошо замаскировались!»

Сегодня мы поговорим как раз о таком «хорошо замаскировавшемся».

Представьте себе: некий человек настолько себя облагородил, привел свои поступки, речь и даже мысли в соответствие с Торой, что и он сам, и все вокруг искренне убеждены, что он — полный праведник.

На самом деле все у него обстоит не столь благополучно. Он похож на котел, в котором кипит жидкость, но крышка крепко удерживает ее внутри. По аналогии, сфера подсознательного подбрасывает такому человеку дурные импульсы, но он не позволяет им одержать над собой победу даже на мгновение, сразу отгоняя их прочь. Окружающим эта внутренняя борьба не видна. Они видят перед собой очень хорошего и праведного человека.

Согласно хасидизму, который опровергает традиционно сложившееся восприятие, он вовсе не праведник, так как у совершенного праведника и внутри, в глубине души все должно быть абсолютно хорошо.

Узнав о том, как он еще далек от истинной праведности, такой человек задумается, загрустит, опустит руки... А без радости еврейское служение неполноценно!

Но если не опечалится такой человек вовсе — еще большая опасность подстерегает его. Может статься, что желание грешить одержит в нем верх — именно из-за того, что он осознает, что греховная суть его неисправима («как грешник будь в своих глазах»). А раз так, то зачем вообще трудиться, зачем влачить этот сизифов камень к неодолимой вершине? И, задав себе этот резонный вопрос, наш «хорошо замаскировавшийся» под праведника герой решит сорвать с себя маску, не морочить голову ни себе, ни людям — и просто пойти по пути легкомыслия, без усилий катиться по наклонной плоскости, грешить напропалую.

Но это — путь поражения. Всевышний же ожидает от него победы. Победа — в том, чтобы всегда мыслить, говорить и действовать в гармонии с Торой. И параллельно с этим скромно считать себя чуть ли не грешником. Ведь и вправду потенциал грешника он в себе ощущает. А истинная, глубинная праведность предполагает полную очищенность всех слоев души. И это — редчайшее состояние, которого удостаиваются очень немногие.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.