5. Голоса

14.08.2003 | 2678 | (0)

В ходе этого урока нам с вами предстоит научиться прислушаться к тем голосам, которые периодически раздаются внутри нас. Вот, к примеру, нам захотелось не покидать уютный дом и не идти на работу. Нам приглянулась шоколадка — кошерная или нет, в данном случае не столь важно, важен сам предвкушаемый гастрономический кайф. Или, к примеру, нам остро вспомнилась обида, нанесенная кем-то нашему чуткому самолюбию, и в мыслях четко вырисовалось то, как обидчик получает по заслугам. Знакомо, не правда ли? Все эти импульсы очень свойственны и нам, и многим людям, которых мы знаем. И мы, пожалуй, удивимся, когда прочитаем в книге «Тания», что такие мысли и чувства, оказывается, исходят от плохого советчика, называемого в терминологии хасидизма – «дурное побуждение» (йецер а-ра).

Чем же он так плох? И почему его голос так силен, так требователен? Можем ли мы с ним справиться? Какой еще голос существует внутри нас? Всегда ли йецер а-ра требует только материальных удобств и наслаждений?

Вот сколько вопросов! А Алтер Ребе еще озадачивает нас расширенной классификацией всех существующих видов грешников и праведников, степень праведности или грешности которых прямо пропорциональна силе того внутреннего голоса, что раздается внутри человека и заставляет его принимать те или иные решения.

Это-то мы с вами, конечно, знаем: внутри каждого человека есть некий внутренний голос, который направляет течение его мыслей, подсказывает ему решения и порою спорит сам с собой. Эта полифония особенно свойственна «бейнони» («среднему») — тому самому борющемуся с соблазнами и в итоге всегда побеждающему персонажу, о котором мы говорили в предыдущем разделе. Полный, абсолютный праведник ощущает внутри себя лишь голос святости, голос разума, очищенного от предвзятости эмоций. В «зале заседаний» бейнони, как мы упомянули ранее, жаркие прения ведутся почти все время... А у грешника — такового, которого «Тания» считает грешником — порой и решения в результате этих дискуссий принимаются ошибочные.

И тогда человек грешит — либо мыслью, либо словом, либо действием. Зайдем же внутрь этого «зала заседаний» и послушаем, кто и о чем спорит.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.