Есть разные типы праведников, но всех их объединяет тот факт, что зла как такового в них не существует или, во всяком случае, оно не проявляется ни на каких уровнях.
Если мы уподобим зло некоему врагу, который пытается перейти границу и проникнуть на нашу территорию, то различим четыре возможных состояния:
1 — врагу (йецер а-ра) удается прорваться через границу, т.е. завладеть либо мыслью, либо речью человека, либо даже толкнуть его к запрещенному Торой действию
2 — враг пытается перейти границу, но его всякий раз отбрасывают назад доблестные пограничники
3 — враг существует, но он не делает попыток диверсии
4 — врага вообще нет
В таком порядке можно выстроить и уровни, о которых говорит «Тания»:
1 — «раша», грешник
2 — бейнони
3 — неполный цадик (праведник)
4 — полный цадик
Более тонкая дифференциация позволила бы нам выделить и в уровне грешника более чем одну ступень. Но нам по понятным причинам интереснее заниматься разбором того, что происходит в душах бейнони и праведников, а не грешников — хотя бы потому, что это те самые образцы, уровня которых мы хотим достичь.
И мы все больше убеждаемся по мере чтения книги Тания в том, насколько предлагаемые в ней термины «цадик» и «бейнони» далеки от расхожих, общепринятых. Представьте себе, что человека повесткой вызвали в суд. Его в чем-то обвиняли. Он приводил оправдания и доводы в свою пользу и в итоге был признан судом невиновным. Кем же он вышел из зала суда? Оправданным, но не праведником, хотя слова эти и являются однокоренными. И для Алтер Ребе очень важно, чтобы люди не путали эти два слова.
В Талмуде нередко говорится, что человек, у которого заслуг и грехов – «серединка на половинку» — назовется бейнони, а если заслуг большинство, то он — цадик. Но в Тании мы имеем дело с сущностью человека, а не с суммой всех его земных деяний. В «Теилим» сказал Давид, что его сердце пусто. Главным образом эту фразу объясняют так: что у него в сердце нет дурного побуждения, он убил его постом. Вот это — определение сущностное, Давид — праведник, так как достиг полного уничтожения своего йецер а-ра.
Коль скоро приговор выносится по сумме земных деяний, то результат получается поверхностный и не отражающий внутренней динамики развития личности. А Давид — это чудесный пример того, как человек изменил себя, свои черты характера коренным образом! Он достиг ступени полного праведника, в самом сущностном понимании слова «праведник», то есть по сути своей стал таковым. Давайте посмотрим, каким образом он этого добился.