СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-28 20:28

7. Погранзастава

Есть разные типы праведников, но всех их объединяет тот факт, что зла как такового в них не существует или, во всяком случае, оно не проявляется ни на каких уровнях.

4567 (0) мин.

Есть разные типы праведников, но всех их объединяет тот факт, что зла как такового в них не существует или, во всяком случае, оно не проявляется ни на каких уровнях.

Если мы уподобим зло некоему врагу, который пытается перейти границу и проникнуть на нашу территорию, то различим четыре возможных состояния:

1 — врагу (йецер а-ра) удается прорваться через границу, т.е. завладеть либо мыслью, либо речью человека, либо даже толкнуть его к запрещенному Торой действию

2 — враг пытается перейти границу, но его всякий раз отбрасывают назад доблестные пограничники

3 — враг существует, но он не делает попыток диверсии

4 — врага вообще нет

В таком порядке можно выстроить и уровни, о которых говорит «Тания»:

1 — «раша», грешник

2 — бейнони

3 — неполный цадик (праведник)

4 — полный цадик

Более тонкая дифференциация позволила бы нам выделить и в уровне грешника более чем одну ступень. Но нам по понятным причинам интереснее заниматься разбором того, что происходит в душах бейнони и праведников, а не грешников — хотя бы потому, что это те самые образцы, уровня которых мы хотим достичь.

И мы все больше убеждаемся по мере чтения книги Тания в том, насколько предлагаемые в ней термины «цадик» и «бейнони» далеки от расхожих, общепринятых. Представьте себе, что человека повесткой вызвали в суд. Его в чем-то обвиняли. Он приводил оправдания и доводы в свою пользу и в итоге был признан судом невиновным. Кем же он вышел из зала суда? Оправданным, но не праведником, хотя слова эти и являются однокоренными. И для Алтер Ребе очень важно, чтобы люди не путали эти два слова.

В Талмуде нередко говорится, что человек, у которого заслуг и грехов – «серединка на половинку» — назовется бейнони, а если заслуг большинство, то он — цадик. Но в Тании мы имеем дело с сущностью человека, а не с суммой всех его земных деяний. В «Теилим» сказал Давид, что его сердце пусто. Главным образом эту фразу объясняют так: что у него в сердце нет дурного побуждения, он убил его постом. Вот это — определение сущностное, Давид — праведник, так как достиг полного уничтожения своего йецер а-ра.

Коль скоро приговор выносится по сумме земных деяний, то результат получается поверхностный и не отражающий внутренней динамики развития личности. А Давид — это чудесный пример того, как человек изменил себя, свои черты характера коренным образом! Он достиг ступени полного праведника, в самом сущностном понимании слова «праведник», то есть по сути своей стал таковым. Давайте посмотрим, каким образом он этого добился.

Опубликовано: 05.09.2003 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter