8. Руководство по ликвидации йецер а-ра

08.09.2003 | 4488 | (0)
8. Руководство по ликвидации йецер а-ра

Есть некая таинственная связь между поглощением пищи, пусть даже самой кошерной и здоровой, и усилением позиций злого начала («йецер а-ра») в душе человека. О сынах Израиля сказано в пророках: «Отучнел Ишурун и стал брыкаться». Стало быть, насыщение ведет к некоторому самодовольству и отупению ума и сердца, а то и желанию грешить.

Заметив эту связь, еврейские мудрецы решили посмотреть, что будет, если они время от времени заставят себя голодать и будут заглушать муки голода изучением Торы. Эмпирическим способом было доказано, что это сообщает телу человека восхитительную легкость, обостряет ум и память и в каком-то смысле делает еврея более святым и близким к Б-гу. Плохо только то, что от этого состояния один шаг до истощения организма, чего Тора ни в коем случае не желает. Никому из нас не дозволяется портить свое здоровье. И, следовательно, эксперименты с голодовками должны быть прекращены. А Алтер Ребе вообще предлагал искупать посты жертвованием денег на благотворительные цели. Оторвать от себя пару грошей иному бывает тяжелее, чем голодать, тут требуется серьезная внутренняя ломка, а физическое здоровье его от этого не пострадает. Так что этот способ скорее приведет к духовному возвышению.

Бывало, что люди, накладывавшие на себя добровольные посты и обеты молчания, становились в результате большими гордецами. Об одном таком есть история. Еврейское местечко гордилось своим «молчальником», который, по слухам, жил впроголодь и не произнес ни слова вот уже тридцать лет! Когда за его спиной кто-то упомянул этот любопытный факт, то так долго молчавший отшельник вдруг резко повернулся и раздраженным голосом возразил: «Не тридцать, а тридцать два, дурак!» Люди могли дожить до доброй старости и так и не изменить в себе ни одной черты характера к лучшему, при всем своем нарочитом аскетизме. Самоограничение было в известной мере присуще хасидам прошлых веков, но они, как правило, вели себя так скрытно, что никто не догадывался об их героизме.

Но для нашего поколения, поколения Мошиаха, все это звучит несколько старомодно: Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах, не раз говорил о том, что и богатство, и все блага этого мира нынешнему еврею не противопоказаны. Надо быть богатым, надо хорошо питаться, не следует себя ущемлять и увлекаться самобичеванием. Еврей, изучающий Тору, должен уметь нести в себе большую тонкость, большую духовность, способные облагородить тот же, скажем, процесс принятия пищи. Нужно знать, для чего ешь: для того, чтобы иметь силы служить Б-гу.

Нужно помнить об искрах святости, заключенных в материальном и, в частности, в еде. Эти искры ждут своего высвобождения из оболочки, в плену которой пребывают. Но вот еврей произнес благословение, взял в рот кусочек кошерной еды, благородно и прекрасно его прожевал, подумав при этом о том, что будет силою этой пищи служить Всевышнему — и вот уже искры радостно вспорхнули, разбив оковы материальности, и устремились ввысь, дабы включиться в Источник, то есть в Творящее Слово Б-га, которое их породило.

А как же йецер а-ра? Очень просто: его и убивать не пришлось. Он сам увидел, что на него никто не обращает внимания, и ушел, обидевшись. И оставил еврея в покое.

Но интересная вещь: оказывается, бывают такие праведники, которые не только, подобно Давиду, убили свой йецер а-ра, но и сумели воспользоваться всеми сокровищами побежденного. Или, лучше сказать, они вообще его не убили, а обратили в своего союзника. Знаете, как в математике: есть величина, называемая модуль, и она бывает с плюсом либо с минусом. Так вот — йецер а-ра был величиною с огромным минусом, а цадик только знак ему поменял и обратил на добро.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.