9. Структура еврейской души

29.09.2003 | 3001 | (0)
9. Структура еврейской души

Для того, чтобы разобраться в тайниках собственной души и использовать весь ее потенциал, мы приступаем теперь к изучению важнейшего тезиса хасидизма: а именно, утверждения о наличии двух душ у каждого еврея.

«И души (нэшамот) Я сотворил» — в таких словах описывается у одного из пророков сотворение Адама. Речь идет об одном человеке, а между тем слово «души» употреблено во множественном числе... Значит, у человека есть не одна душа. Само слово «человек» на иврите несет в себе определенную двойственность: Адам — от корня «адама» («земля, прах») и от слов «адамэ лэ-Эльон» — «уподоблюсь Высшему».

Отсюда следующая структура:

Нефеш баамит (животная душа)

Нефеш Элокит (Божественная душа)

Мы перечислили их по восходящей: от рупора эгоистических интересов, каковым является нефеш баамит, — к истинно еврейскому, диктуемому Божественными ценностями, мироощущению, которое открывается на уровне нефеш Элокит. Когда в человеке сильна только нефеш баамит, то его подход к жизни отличается животной спонтанностью. Но если он находит в себе силы предоставить все свои житейские проблемы на суд Божественной души (нефеш Элокит) — то тогда у него есть все шансы принять правильное решение, ибо на этом уровне голос Торы слышен достаточно ясно и без помех.

Наша беда в том, что мы чаще всего спешим. И тогда проблема решается на уровне самом низкопробном. Съесть или не съесть вон то мороженое, на котором вроде и стоит значок кошерности, да какой-то неизвестный, подозрительный? Конечно, нефеш баамит склонна это допустить, ведь мороженое так привлекательно... Обрадоваться найденному на улице кошельку и присвоить его себе — или попытаться по документам установить, кем он потерян? Первый импульс нефеш баамит: бери, дурак, не сомневайся!

Если бы человек не стал торопиться и передал «дело» на рассмотрение в более высокие отсеки своей души, то он вспомнил бы, что все не так просто. Что есть законы, которые регулируют еврейскую жизнь. И ему пришлось бы потрудиться, разузнавая всю необходимую информацию насчет кошерности мороженого и статуса найденного кошелька. Вкус и привлекательность мороженого сразу отойдут на второй план, так как на первом окажется кашрут. Заповедь о возвращении потерянного кошелька хозяину займет человека всецело — и он не успокоится, пока не отыщет владельца.

И это — все тот же самый человек. Человек-то один, да только уровней в его душе по меньшей мере две. «И души Я сотворил...»

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.