10. Подход к жизненным благам

08.10.2003 | 2759 | (0)

Теперь мы займемся классификацией всех существующих ценностей и выработаем истинный, сверенный с указаниями Торы, подход к их основным группам.

Итак, нам предстоит разбить на несколько групп все, что только существует в этом большом мире. Что человек встречает на своем жизненном пути? Что от него зависит в этой жизни, приятие каких решений?

Где, когда и в какой семье родиться — это не его выбор (хотя известны истории и о том, как еще до появления на свет душа соглашалась или не соглашалась родиться у определенных родителей). Начнем с первых проблесков сознательности у ребенка... впрочем, и это не будет удачным началом — ведь, как известно, Б-жественная душа полностью раскрывается в человеке лишь с момента его совершеннолетия (12 лет у девочек и 13 лет у мальчиков) — и, следовательно, предыдущие годы жизни не требовали от него полноценных, самостоятельных решений. Значит, придется начать с отрочества. В 13-летнем возрасте воспитанный в духе еврейских традиций мальчик уже знает, какая еда является кошерной, какие поступки — разрешенными, и поэтому вполне способен воспринять следующую систему их разделения:

1. Все, что для еврея является заповедью

2. Все, запрещено еврею

3. Все, что не запрещено, но и не является заповедью

В основу разделения положен принцип, следуя которому, мы прежде всего определяем источник происхождения данного явления. Например, источником добрых поступков, исполнения заповедей и следования запретам является святость.

К первой категории относятся как раз такие действия, которые Тора велит еврею предпринимать: скажем, молиться, учиться, служить Б-гу в радости, беречь свое здоровье, любить ближнего. Сюда же относится исполнение негативных предписаний (запрет обсуждать чьи-либо недостатки или запрет есть некошерную пищу, например). Итак, все, что Тора прямо обязывает нас выполнять, носит общее название кдуша — по-русски «святость», и выражает ту идею, что за счет выполнения этих повелений и запретов мы уподобляемся Б-гу. Он свят, и мы тоже в какой-то мере приобретаем это качество.

Источником же запрещенных действий является духовная нечистота. Эта, вторая, категория максимально удалена от святости и поэтому носит название «трех клипот» — трех совершенно нечистых оболочек, упавших, согласно каббалистическому учению, вниз. Все, что входит в эту категорию, запрещено (буквально: «асур» — завязано, закреплено) за ними и не может быть «поднято» евреем к святости. Например, пресловутая свинина или крольчатина. Или запрещенные сексуальные связи. Или дурные мысли о чем бы то ни было запрещенном. Одним словом, это есть сфера зла, и питание ее — от упомянутых нами выше клипот, «оболочек». Мы разъясним позже, что конкретно они собой представляют и каким образом функционируют.

А к третьей категории относятся нейтральные действия и явления, источник которых — так называемая «клипат нОга» — «светящаяся оболочка». Это вещи, которые с точки зрения общечеловеческой приятны и полезны — кошерная и вкусная еда, конструктивная и увлекательная работа, занятия спортом, наслаждение природой, музыкой и т.п.

Эта категория содержит массу интересных и увлекательных вещей, но они не приблизят нас к святости, если мы не предпримем определенных усилий к тому, чтобы и эти действия выполнить по-еврейски, с особым зарядом духовности. Иными словами, если даже самую кошерную баранину поглощать с таким смаком, будто она составляет для тебя весь мир, то это становится недостойным еврея действием. Если по уши влипнуть в бизнес, то в этом будет что-то от идолопоклонства. А если те же действия выполнять спокойным и достойным образом, помня о Б-ге и мысленно благодаря Его за такую возможность, то тем самым поднимаешь их на более высокий уровень — в сферу святости.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.