13. Почему еврей верит?

06.12.2003 | 3105 | (2)
13. Почему еврей верит?

Почему вообще человеку свойственно верить в Б-га? В учебниках по истории и естествознанию нас с вами некогда убеждали, что человечество на младенческих этапах своего развития испытывало стихийную тягу к обожествлению сил природы. Громы, молнии, скалы, деревья — все казалось людям олицетворением неких Высших Сил.

И это не так уж глупо. В учении хасидизма разъясняется, что в действительности за всеми поразительными явлениями природы стоят таки разные формы проявления Единого Б-га. Но в поколении Эноша, когда зародилось идолопоклонство как таковое, память о сотворении Адама и Хавы Единым Творцом уже, очевидно, стерлась, а открытие Авраама, касающееся Единства Незримого Творца, сделано еще не было, поскольку сам Авраам еще не родился. На этом историческом участке «духовного вакуума» и произросло классическое идолопоклонство.

Впрочем даже этот процесс свидетельствует о том, что люди отказывались воспринимать причинно-следственные связи и закономерности, их окружавшие, как нечто само собой разумеющееся. Для них было ясно, что эти закономерности кем-то созданы и контролируются. Не столь уж примитивно было их мышление — гораздо примитивнее полагать, что никаких высших сил попросту нет...

От Авраама, первого человека, который восстановил для своих современников и для потомков преданную забвению концепцию Единого Творца, произошел качественно новый тип людей — эти люди называются евреями. «А почему не мусульмане?» — спросит начитанный оппонент — и будет нами отослан к тексту Торы, в котором говорится об особой избранности лишь одного сына Авраама, а именно — рожденного Сарой, а не Агарью, госпожой, а не служанкой.

Евреи стали генетическими носителями Б-жественной идеи, их сущность, согласно каббале, идентична с Сущностью Б-га, и потому органично-присущий еврею статус — это статус верующего, как сказано: «Евреи — верующие, сыны верующих».

До того поворотного пункта истории, когда Авраам сделал свое открытие относительно Незримого Единого Творца, человечество «благополучно» варилось в собственном соку, тешась мнимой автономностью своего существования: будучи выше всех прочих тварей и материй этого мира, человек подчинял их себе и пользовался ими для своих нужд, а по истечении земного срока своей жизни сам становился прахом или, по изящному выражению Гамлета, «пищею червей».

После того, как Авраам разомкнул этот порочный круг, его генетические потомки и примкнувшие к ним прозелиты способны подниматься на совершенно иной уровень — сделать из своего бытия акт служения Б-гу.

Евреям и прозелитам свойственно ощущать Б-га так же явственно, как прочие люди способны ощущать существование самих себя. Б-г не является величиной, путь к которой лежит через доказательства, обращенные к разуму. Б-г есть данность, абсолютная и объективная, из которой по определению проистекают все прочие данности и закономерности мироздания. Такое мироощущение свойственно еврею в силу его биологической природы.

Однако, иногда врожденное чутье еврея приходит в состояние затмения. Такое состояние в хасидизме называют сном или обмороком. Еврей в таком состоянии страшен, и тому есть множество примеров. В состоянии «сна» еврей способен принять красную тряпку за неопалимую купину, а Уганду — за Землю Израиля. Во сне еще и не такое бывает!

Изучение книги «Тания» пробуждает таких спящих. Будить их надо осторожно и нежно...

Темы: Вера
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.