Изучение хасидизма: вступление

15.08.2008 | 2644 | (0)
Перевод: М. Н. Горали

Один из моих корреспондентов прислал мне письмо относительно услышанной им от одного из учащихся йешивы цитаты, которую тот привел в повторенной им лекции по хасидизму, а именно: «Израиль возник мысленно с самого начала»[1]. Лектор объяснил, что души израильские считаются извечно существующими и не могут рассматриваться как сотворенные.

Автор письма сомневается, понял ли ешиботник правильно этот вопрос, поскольку термин «извечно существующий» не может относиться ни к кому, кроме как к одному Б-гу. Корреспондент цитирует также книгу «Тания» (гл. 2): «(Души являются) по существу частью Божества», добавив, что это трудно понять. Он заканчивает свое письмо предположением, что было бы лучше совсем не касаться таких абстрактных вопросов, раз они дают основание обвинить хасидизм в непочтительности (к Б-гу), и замечает, что смертные люди никогда и никоим образом не смогут надлежащим образом понять эти вопросы.

В результате он приходит к заключению, что 1) докладчик несомненно ошибся, поскольку только Б-г может быть назван «извечно существующим», 2) публичное обсуждение таких вопросов дает основание обвинить хасидизм в непочтении (к Б-гу) и 3) смертные люди неспособны понимать этого.

Примечания:

1. Берешит Рабба 1:4. «Израиль возник мысленно» (такова редакция во многих изданиях)... Они говорят: «Мысль об Израиле была раньше всего»; Ликутей Тора (автор — рабби Шнеур-Залман), Биур «Ионати».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.