2. Что первично?

22.08.2008 | 3708 | (0)
Перевод: М. Н. Горали

В отношении душевных сил термин «первичное первичных» относится к источнику воли[1], т.е. к самому существу воли, которая предшествует всем остальным силам и является их доминирующим источником. Эмоции и интеллект управляются волей. Даже сила услады (наслаждения, радости — «онег») находится под воздействием воли, как это объяснено подробно в другом месте[2], хотя точно не установлено, какое из этих обоих душевных качеств выше и подчиняет себе второе. «Нет ничего выше услады»[3] как будто противоречит другой сентенции «Ничто не может устоять против воли».

Вертикальное положение человеческого тела символично: голова выше сердца, сердце и дыхательные органы выше желудочно-кишечного тракта. Человек может быть подразделен на три общие категории: интеллект, эмоции и действия. Мысль и речь являются вспомогательными силами, мысль обслуживает интеллект, а речь — эмоции. Силы и чувства проявляются последовательно: эмоции предшествуют речи, мысль предшествует эмоциям, интеллект предшествует мысли. Поскольку одно предшествует другому, они все называются первичными. Началом же всей этой серии является воля, их предшественник и причина; следовательно она называется первичной первичных.

Мы можем теперь понять также термин «Адам Кадмон», первый образ[4] в виде Божественной Эманации после конденсации. Слова «Адам Кадмон» применяются умышленно; каждое из этих двух слов уточняет заложенную здесь мысль: «Адам» (человек) подразумевает порядок и систему, в то время как «Кадмон» (первичный) следует понимать в смысле, приложимом к воле, являющейся первичной первичных, поскольку она предшествует многим первичным.

Но все это относится к прилагательному «первичный» в переносном смысле, в приложении к созданиям. Подлинное же первичное существование может быть отнесено только к одному Б-гу, абсолютно Первичному и Вечному. «Все первичное вечно; но не все вечное первично»[5]. Многие создания могут быть по воле Создателя вечными, не будучи первичными. Термин первичный, как он применяется здесь, имеет в виду это определение в его абсолютном значении, а не те различные значения, которые могут быть приданы этому прилагательному. В его абсолютном значении, как мы видели из приведенной выше цитаты, это прилагательное может быть приложимо только к Б-гу.

Таким образом, все прилагательные обладают основным, или абсолютным значением, а также фигуральным или позаимствованным значением; основное относится к Нему, фигуральное же — к Его созданиям. Основные и фигуральные прилагательные мы находим также в области интеллекта (мудрость, понятие, знание), эмоций (милостивый, добрый, любезный, могучий, устрашающий) и в таких выражениях как один, единственный, первичный.

Примечания:

1. «Шаар аИхуд» (автор — рабби Дов-Бер), гл. 16 и след.; «Атерет Рош», начало.

2. «Шаар аИхуд» 23.

3. «Сефер Йецира» 11:2 (по ряду версий).

4. «Эц Хаим» I, начало.

5. «Йонат Элем», введение; «Пелах а-Римон» IV:3.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.