9. Градации доступности в хасидизме

14.01.2009 | 2974 | (0)
Перевод: М. Н. Горали
9. Градации доступности в хасидизме

Что касается второго возражения, что смертный человек никогда якобы не будет в состоянии ясно представлять себе все концепции учения хасидизма, следует сказать, что, вообще говоря, ссылка на «невозможность постигать» весьма несостоятельна. Тот, кто пытается изучать что-либо, не вправе заявлять с самого начала «не пойму», ибо тогда он никогда не начнет. Человек со средними умственными способностями конечно же не будет в состоянии понимать Талмуд так, как его освоили Раши, Тосфот, Маймонид и Рош — известные комментаторы и кодификаторы Талмуда. Так что же? Разве это дает право кому-либо отказаться от попыток понимать Талмуд в пределах своих возможностей?

Нет нужды распространяться на этот счет, — вопрос совершенно ясен. Это безответственное возражение против занятия изучением хасидизма совершенно несостоятельно, не говоря уже о том огромном вреде, который оно может нанести малоискушенному последователю такой «теории». С таким же сомнительным правом можно заявить: «Я никогда не достигну ведь степени мудрости Соломона, зачем же мне вообще заниматься науками?»

Конечно, хасидизм особенно глубокое учение, имеющее дело с неосязаемыми деликатными концепциями. Разбираемые в хасидизме вопросы нематериального, абстрактного характера; даже иллюстрации, примеры и объяснения выше сферы ощущаемого, чувственного восприятия. Некоторые из них не поддаются пониманию в общепринятом смысле человеческого постижения.

В хасидизме, как и в Открытой Торе, имеются различные градации доступности. Помимо этого, хасидизм имеет свой собственный ПаРДеС, т.е. четыре степени понимания: в буквальном смысле, подразумеваемое, поучения (мораль) и скрытый, тайный смысл.

Открытая Тора в общем включает: 1) теоретическую часть, касающуюся отдельных заповедей во всех их деталях, и 2) Тору как таковую, как Божью Тору, в той ее части, которая не имеет практического приложения. Хасидизм, «Внутренняя Тора», также имеет две характеристики:

1) Хасидизм толкует законы, изложенные в Открытой Торе, по их «внутреннему» смыслу, разбирает каждую тему и закон по существу. Поэтому хасидизм называется «Внутренней Торой», — это внутренний смысл Открытой Торы.

2) Хасидизм имеет свою особую область изучения, занимается систематическим освещением таких вопросов, как цель нисхождения человеческой души в тело, что такое служение Б-гу и т.д.

В деле изучения Талмуда мы видим, что легче овладеть сложным, трудным разбором закона практического характера, чем менее сложным чисто теоретическим вопросом. Дело в том, что в первом случае мы имеем дело с чем-то ощутимым, доступным нашему пониманию; закон, даже связанный с очень сложной аргументацией, имеет осязаемые ассоциации, которыми он может быть «схвачен» и осмыслен. Теоретический же вопрос, который сам по себе может быть не столь сложным, лишен все же таких ощутимых ассоциаций и поэтому менее доступен.

Наиболее трудные теоретические вопросы, встречающиеся в Талмуде, касаются ли они ритуальной чистоты, жертвоприношений, гражданского права или законов о праздниках, по самому существу обсуждаемых там тем представляют собою ощутимые ассоциации. Мы знакомы с физическим существом того, о чем идет речь в данном случае. Когда же хасидизм обсуждает эти самые вопросы по-своему с применением собственной терминологии, тогда само существо разбираемых тем не всегда и не до конца нам ясно. В Открытом Законе, где объекты суждений ощутимы, мы можем постигать детализованный, хотя и сложный закон; в хасидизме же, где разбираются вопросы, носящие абстрактный характер, лишенные ощутимых ассоциаций, эти вопросы понимать значительно труднее.

Темы: Хасидизм
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.