10. Талмудический закон в свете учения хасидизма

23.01.2009 | 5168 | (0)
Перевод: М. Н. Горали
10. Талмудический закон в свете учения хасидизма

Попытаемся рассмотреть один талмудический закон в свете учения хасидизма, а именно — закон о «нега», болезни, дающей повод подозревать проказу[1].

Моральные атрибуты или эмоции («хесед», «гвура» и т.д.) ниже интеллекта и происходят от интеллекта, который в свою очередь состоит из «хохма» и «бина», причем «хохма» предшествует и выше «бина». Когда «бина» превосходит и заслоняет собою «хохма», тогда получающиеся при этом атрибуты — это «нега», нечто противоположное «онег» (услада, блаженство)[2].

Под влиянием элемента интеллекта более высокой степени — «хохма» создается взаимодействие между атрибутами; они действуют так сказать кооперативно. Они модифицированы по сравнению с тем состоянием, когда они действуют без «противовеса». «Гвура» смягчается атрибутом «хесед», образуя сложный атрибут «хесед шебигвура» (доброта в суровости). То же самое происходит и в обратном порядке. Когда такое влияние свыше отсутствует, тогда каждый атрибут остается при своем особенном характере, без модификации, и действует независимо, без послаблений и уступок другим атрибутам. Атрибуты исключают друг друга и разделены между собою, они не усиливают друг друга и тогда неизбежно получаются нежелательные результаты — «нега», болезнь, антитеза «онег», услады, блаженства.

Только под воздействием «хохма» может получиться блаженство. Иерусалимский Талмуд описывает (Шаббат 8:1) лицо рабби Абау сияющим счастьем от того, что он открыл нечто новое в учении. «Мудрость человека освещает его лицо» (Коэлет, 8:1) при нахождении новой мысли. Отсутствие «хохма» приводит к болезни.

Предписанная Торой процедура на случай появления «нега» указана в Пятикнижии (Ваикра 13:2): «Он должен быть приведен к коэну»; большие усилия должны быть приложены, чтобы получилось воздействие «хохма» свыше.

Еще один пример из области жертвоприношений. «Когда человек принесет из вас жертву Б-гу…» (Ваикра 1:2). Следовало написать: «Когда человек (кто-либо) из вас принесет». Объяснение этого: «Когда человек принесет из вас» (следует заметить, что еврейское слово «якрив» [принесет] означает также «приблизится»), т.е., когда кто-либо захочет приблизиться к Б-гу, принести «из вас жертву Б-гу…», то первым шагом в этом направлении должно быть из вас, жертвою должны быть вы сами, идеей приближения к Б-гу и пожертвования должны быть ваши собственные возможности и усилия, принесенные в жертву Ему.

Кстати, реб Алтер-Ехиель, лиозненский меламед, рассказал как-то брату моего деда рабби Барух-Шалому, что он обучал Талмуду рабби Дов-Бера (сына рабби Шнеур-Залмана) на высоком уровне (с большой глубиной), когда его ученику было всего десять лет. Реб Алтер-Ехиель спросил своего ученика, как понять приведенный выше стих и объяснить странное расположение в нем слов «из вас». Рабби Дов-Бер ответил: «„Когда человек принесет из вас“, т.е., когда кто-либо пожертвует Б-гу всего себя, тогда он сам представляет собою „жертву Б-гу“ (здесь приведено четырехбуквенное имя Б-жье), Который выше природы, наделенной Им временем и протяженностью. Такой человек не обычная жертва имени Божьему, Элоким, которое символизирует природу».

В гражданском праве мы находим такой юридический казус: «Двое ухватились за „талит“, одежду»[3]. «Талит» означает Окружающий Свет, искру добра, заключающуюся в материальных вещах. Когда двое ухватились за «талит», т.е., когда оба совершают заповедь при помощи физического объекта, то они освобождают и очищают ту искру добра, которая находилась как бы в плену внутри этого объекта. Они высвобождают искру из «изгнания» в материи и возвышают саму материю, которая теряет свою врожденную вульгарность, поскольку материальный объект стал инструментом выполнения Божественного плана Мироздания.

Души этих обоих исполнителей заповеди, после их вознесения в Мир Истины, ухватятся за «талит», за искру, которая была в физическом веществе, материя которого уже очистилась, а искра возвысилась при исполнении этим веществом данной заповеди. «Один говорит: „я нашел это“»; он настаивает, что его усилиями искра была высвобождена. Другой претендует на то, что благодаря усилиям с его стороны материя очистилась и стала проводником Божества. Каждый требует: «Это все мне». Возникший спор касается способа очищения, а обсуждение этого спора приведет к установлению размера вознаграждения, полагающегося каждому спорщику.

Примечания:
1. Зоар III, 496; Эц Хаим, «Лея в'Рахелъ», 7; Ликутей Тора, «Тазриа» и «Мецора»; Дерех Мицвотеха, «Тум'ат аМецора»; Кунтрес 18 Элула, 5703 г., стр. 15.
2. Оба слова состоят из тех же букв, расположенных в различном порядке, что намекает на их антитетический характер.
3. На основе трактата Баба Мециа, 2а.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.