Урок 1. Глупость уводит в сторону

03.06.2004 | 3302 | (0)

В книге пророка Йоэля (4:18) сказано: «И забьет источник из дома Г-сподня, и напоит долину Шитим».

Обычный перевод слова «Шитим» (שיטים) — «акация». Но давайте рассмотрим, как различные комментаторы объясняют другие его значения.

Так, Мидраш Раба (глава Балак 20) интерпретирует слово «Шитим», как связанное с понятием «Штут» (שטות, глупость). В книге «Шорашим» объясняется, что это слово имеет тот же корень, что и слово «шита» (שטה) и приводится параллель со сказанным — (глава Бамидбар 5:12) «если его жена совратится» (כי תשטה, «ки тистэ»), что Раши понимает как «уклонится от пути скромности». Также слово «повернул» в словах «повернул он к ней на дорогу» (глава Берейшит 38:16) Онкелус переводит как «вэсата» (וסטא).

Объединяя эти толкования слова «Шитим» — глупость и уклонение в сторону — мы также находим, что злое начало в человеке («йецер а-ра») называется в Талмуде (трактат Бава Батра 16а) «Сатан» (שטן, сатана, ангел зла). Что нам известно о нем? Прежде всего то, что он заставляет человека совершать глупости, подталкивает его уклониться от правильного пути. Потом он же обвиняет человека на Небесном Суде. То есть, слово «Сатан», связанное с корнем «шита», имеет оба значения — глупость и уклонение.

Эти два объяснения не противоречат друг другу, а наоборот — дополняют друг друга. Ведь Мидраш объясняет, что «Шитим» — это глупость, а ситуацию, когда человек уклоняется от праведного пути, иначе, как глупостью, и не назовешь. Поэтому можно объединить эти комментарии в один. Наши мудрецы учили в Талмуде (трактат Сота 3а): «Прелюбодеи совершают свой грех, когда находит на них дух безрассудства, глупость». Ведь фразу «ки тистэ» (если станет дурить, блажить) можно прочитать «ки тиштэ» (здесь буква «син» читается как «шин») и тогда значение слова будет — «становиться глупцом».

Мы должны понять, что заставляет человека нарушать указания Торы и следовать влечению сердца, предаваясь материальным наслаждениям. Это нарушение включает в себя также наслаждение разрешенными вещами, когда человек ищет удовольствие в роскоши и стремится получить от жизни больше, чем ему нужно для существования. Такое поведение несовместимо с путями Торы, ведь человек должен «освящать себя и в том, что ему разрешено» (трактат Йевамот 20а). Хинух объясняет, что это указание из Торы, и то же самое пишет Алтер Ребе в Тании (глава 30).

Тора разрешает только то, что необходимо для поддержания жизнедеятельности организма. Но даже и в этом случае человек должен помнить, что пища ему нужна не для получения удовольствия, а для того, чтобы иметь силы служить Всевышнему. Аналогично, все действия человека должны быть направлены на достижение этой цели. И когда человек начинает получать удовольствие от еды, жизни в роскоши, — он приобретает такие сибаритские замашки, которые противоречат тому, чему учит нас Тора. Такое поведение, как это объясняется в Тании (глава 7), является абсолютным злом.

Что же заставляет человека быть подверженным телесным удовольствиям и наслаждениям, стремиться к ним, нарушая все запреты? Подталкивает его к этому злое начало, искушая, объясняя, как приятно подобное поведение. Именно это произошло во время грехопадения Адама: «И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глаз, и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему при ней, и он ел» (глава Берейшит 3:6).

Заключение:

Слово «шитим» — однокоренное со словом «шита», обозначающим уклонение и глупость. Удовольствия, даже разрешенные, запрещены Торой. Но злое начало соблазняет человека, заставляет его в поисках удовольствий уклониться от путей истины, а затем обвиняет его. Злое начало есть Сатан, ангел зла.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.