Новшество хасидизма: вода и огонь

Свободный перевод: Шолем Лугов
02.01.2013 | 2358 | (0)
Источник: «Ликутей Дибурим» том 3, стр. 890
Новшество хасидизма:  вода и огонь
Учение хасидизма это огонь...

Среди вопросов, которые задали Цемах-Цедеку во время известного собрания раввинов в Петербурге в 5690 году1, был один самый главный вопрос: «Что нового внесло учение хасидизма? Ведь также перед раскрытием хасидизма были праведники, которые изучали книги по этике (“мусар”) и у них была жизненная сила в изучении Торы?»

Ответил Ребе Цемах-Цедек:

— Сказано2: «От Его десницы пламя закона им». Тора называется огнем. Огонь освещает и согревает, ведь нет одного без другого: невозможно быть горячим без того, чтобы освещать и невозможно светить, не нагревая. Всевышний вложил в огонь свойства преодоления и победы. Когда начинается пожар и на огонь льют воду, чтобы его потушить, то первые ведра воды вызывают увеличение пламени. Тора сравнивается с огнем3. Она согревает и освещает, а также Тора побеждает всех противников.

Вода разделяется на живую и мертвую воды. И так как в общем, согласно природе воды, в ней есть мертвая вода, поэтому возможно, что в живой воде есть примесь зла, хотя оно не похоже на то зло, которое есть в мертвой воде, где есть абсолютное зло, наносящее ущерб находящимся в воде достоинствам.

Для того, чтобы отделить от воды отбросы, которые приводят к тому, что вода становится мертвой и чтобы найти то зло, которое может находиться в живой воде, — Всевышний поместил в природу огонь, который кипятит воду и с помощью этого отделяются отбросы и мертвая вода превращается в живую. Огонь выявляет и отделяет также тончайшие отбросы, которые могут находится в живой воде и превращает живую воду в особо чистую.

Открытая часть Торы это вода. Когда мы учим Тору ради ее самой, это живая вода. Однако, когда изучают Тору для того, чтобы насмехаться и возгордиться — она становится ядом.

Учение хасидизма это огонь. Служение сердца, согласно учению хасидизма — это действие, подобное кипячению. И оно отделяет грубые отходы мертвой воды и мельчайшие отходы живой воды.

— И это, — закончил Ребе Цемах-Цедек, — обновили Баал-Шем-Тов и Магид из Межерича в общем учении хасидизма и Алтер Ребе в учении хасидизма ХАБАД, в частности.

Примечания:
1 См. «Биографию Цемах-Цедека», гл. 12.
2 «Дварим» 33:2.>3 «Псикта зутрата» на гл. «Итро» 20:2.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.