Урок 2. Процесс сотворения мира

21.07.2003 | 12456 | (4)
Урок 2. Процесс сотворения мира

Обычно представляют себе творение, как акт Б-га, в результате которого тут же появляется материальный мир и все, что в нем есть. Это неверное представление, как и все, что неверно, приводит к логическим ошибкам, к ощущению «этого не может быть» и, в результате, к неверию.

Представляющие себе творение таким образом резонно приходят к мысли, что Б-г слишком высок и далек‚ чтобы заниматься творениями, и, если Он и сотворил мир, Он, наверное предоставил ему существовать самому по себе и больше им не занимается.

Описание хода творения миров, их строения и многого другого мы находим во внутренней части Торы, называемой также тайнами Торы или каббалой. До недавнего времени эту часть Торы раскрывали лишь избранным праведникам, так как для ее постижения необходимы особо чистые душа и ум, чуткие к тонкостям духовного и Б-жественного, способные постичь их, не облекая в грубо вещественные понятия. В последние века пришло время раскрытия этой части Торы для всех, во всяком случае тех ее областей, которые имеют отношение ко всем людям, а не только к людям, обладающим душой особо высокого уровня.

Сказано в книге «Зоар» (ч. 1, стр. 117а): «В шестисотых годах шестого тысячелетия раскроются врата Мудрости наверху и источники мудрости внизу так, что мир будет исправлен и сможет вступить в седьмое тысячелетие». И объясняют, что врата Мудрости наверху — это Тора, а источники мудрости внизу — естествознание в шестисотые годы шестого тысячелетия (по нееврейскому летоисчислению они начались в 1740 году) возникло новое развитие в Торе — учение хасидизма, и как внешнее выражение этого, начался взрыв в развитии науки...

Б-г — Абсолют, о Нем нельзя сказать, что Ему чего-нибудь недостает, все Его свойства бесконечны и совершенны. Для чего Он сотворил миры?

Одна из причин, известных нам, — «возжелал Всевышний, чтобы было Ему жилище внизу также, как и наверху», то есть чтобы Сущность Света Эйн Соф* светила явно в нижнем физическом мире также, как в верхних мирах, подобнo тому, как человек находится в доме всем своим существом и всей своей сущностью.

* Эйн Соф (Бесконечный) — Имя Б-га, часто употребляемое в каббале и хасидизме.

Трудно узнать, откуда является желание. Желaниe выше разумного обоснования. В разуме возникают доводы в пользу чего-либо после того, как появляется желание. Может только быть, что наслаждение и удовлетворение, какое находит Б-г в Своем «внутреннем мире», может послужить причиной возникновения Желания. И это еще одна причина сотворения миров: Тому, Кто добр по самой Своей природе, свойственно творить добро.

Другая причина приводится в начале книги «Эц хаим» (т.е. «дерево жизни»): мир сотворен для того, чтобы свойства Всевышнего, Его атрибуты и Имена, нашли себе полное выражение. Так, например, человек может быть добрым по своей природе, но доброта во всей своеи полноте проявляется только тогда, когда он делает для кого-либо что-нибудь доброе. И для этого должен быть кто-то, кто это добро получает. Такие атрибуты Б-га, как Милосердный, Справедливый, должны как-то проявиться. Имена Б-га, говорящие о Нем как о Творце, Владыке, Короле, могут найти свое выражение только по отношению к сотворенным объектам.

Еще одна причина приводится в книге «Зоар»: мир сотворен для того, чтобы сотворенные познали Б-га. Мир не мог бы возникнуть в том состоянии, в каком мы его знаем, если бы он был создан непосредственно от Сущности Света Эйн Соф. В силе Его Света ничто не могло бы стать существующим, все немедленно лишилось бы себя перед Его необъятным Совершенством. Так учитель не может передать ученику свои мысли в том виде, в каком они существуют у него, он должен ограничить передаваемое ученику тем, что тот в состоянии усвоить. Этот принцип выражен даже в евреиском языке, языке Торы. Слово олам (мир) связано по корню со словом «а-элем» (утаение). Это значит, что в физическом мире Б-жественное утаено, «Б-г скрывающийся». В начале Торы, где рассказывается о сотворении мира, везде упоминается Имя Б-га Элоким**. Числовое значение букв этого слова равно числовому значению слова тева (природа)***. Это означает, что Б-жественная категория (Элоким) в нашем мире скрыта, и кажется, что все происходящее — лишь действие законов природы.

** Если Имя Б-га называют не в Торе и не в молитвах, принято заменять в нем одну из букв. Здесь заменена букна «эй» на «куф».

*** Буквы еврейского алфавита имеют числовое значение: «алеф» — 1, «бейс» — 2 и т.д. Из букв складывается и числовое значение слов. Так как буквы соответствуют сочетаниям сил сотворения, совпадение числового значения слов указывает на связь между ними.

Когда у Б-га возникло Желание сотворить миры, Он ограничил Свой Свет так, что Свет удалился в стороны и включился в Светило (Сущность Б-га). Осталось сферическое «пустое место», прототип будущего пространства (на этом этапе еще не было ни пространства, ни времени) котором могли бы образоваться миры. В результате удаления Света произошло его сжатие, ограничение, называемое Цимцум. (Следует заметить, что Цимцум был только в Свете, он не коснулся Сущности Б-га.) Затем Всевышний продолжил в «пустое место» тонкий Луч Света такого качества и количества, какие Он определил для образования миров. Если бы при Цимцуме Свет удалился не полностью, так, чтобы остался Луч, образование чего-либо ограниченного было бы невозможно. Но Луч, продолженный после перерыва, уже был отдален от Света, светившего до Цимцума и находившегося в единстве с Сущностью, он обладал ограничениями (началом и концом) и мог теперь дать место образованию ограниченных сущих.

Тора называет влияние, исходящее от Б-га, Светом, сравнивая его со светом солнца. Свет исходит от светила, он связан со своим источником, но это уже не само солнце, а то, что от него распространяется. Подобно этому Свет Эйн Соф — нечто, исходящее от Него. Однако Свет подобен Светилу, подобно Ему он обладает свойством бесконечности. Как всякое сравнение, сравнение Света Всевышнего со светом солнца неточно. Свет исходит от солнца сам собой, а Свет Эйн Соф исходит от Него по Его Желанию. Свет солнца той же природы, что и само солнце, оба материальны. Свет Эйн Соф несопоставим с Его Сущностью в той же мере, в какой несопоставимы творения и Творец.

Б-г обладает как бесконечной силой влияния, так и бесконечной силой ограничения влияния. Эти две силы послужили источником «светов» и «сосудов» ****, а в конечном счете источником их соответствий внизу — душ и тел. Сила влияния проявление Б-жественного, сила ограничения влияния — Его утаение. Свет, сила влияния, был ограничен Цимцумом. Сила ограничения влияния не подверглась ограничению, она осталась в «пустом месте» в виде «впечатления», оставшегося от удалившегося Света, или на языке хасидизма «точки Решиму». Точка Решиму явилась источником сосудов и в конечном итоге — физических тел.

**** Духовные сущности эманированных от Б-га миров. Все, что есть наверху, есть и внизу. Светы и содержащие их сосуды имеют природу, подобную душам и телам, однако их духовная природа — нечто неизмеримо более тонкое, чем известное нам духовное.

Когда возникло Желание сотворить миры и когда было уже определено, какими они будут, творения сразу возникли, но лишь в утаении, не явным образом, ибо Мысль не может породить материальное. Сотворение происходит как длинная цепь ступеней, нa каждой из которых Свет уменьшается так, что он может быть принят следующей, более низкой ступенью. Удаление Света было лишь при первом Цимцуме (сокращении). При всех последующих цимцумах, в отличие от первого, Свет только уменьшался а не удалялся. Так образовались эманированные миры, затем миры сотвореиные. В каждом мире было нечто новое. Понадобилось еще много цимцумов и других форм ограничения, чтобы могли возникнуть материальные сущие.

Это не значит, однако, что материальные творения возникли в результате цепи причин и следствий. Материальное сотворено из совершенного Ничто, так как до того не было существования. До сотворения мира все замысленное находилось в совершенном единении со Светом Эйн Соф и не имело ощущения отдельного от Б-га существования. Такое единство трудно себе представить, так как в нашем мире ничего подобного нет.

Таким образом, можно сказать, что Б-г — Источник творений, и в то же время можно сказать, что Он не может быть Источником. С одной стороны Он так высок, что не имеет отношения к сотворенным, с другой — эманированный мир, послуживший прямым источником творения, не мог сам по себе сотворить миры. Сила творения из ничего есть только у Сущности Б-га, так как лишь Он обладает истинным существованием по самой Своей природе. На уровне единения Света Эйн Соф с эманированным миром-источником Б-г может быть назван Источником, так как творение — Его действие.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.