Урок 3. Творение: есть и нет

21.07.2003 | 6095 | (3)

«Б-г суждений Всевышний» (Шмуэль 1:2-3). «Суждений» — во множественном числе. Когда что-нибудь употребляется в Торе во множественном числе, но не указано количество, имеется в виду минимальное множество, то есть два. Есть два суждения, «верхнее» и «нижнее». Верхнее суждение — «наверху есть, а внизу нет», нижнее — «внизу есть, а наверху нет».

Б-г — единственный истинно существующий, так как Его существование не зависит ни от чего, Он существует по самой Своей природе. Суждение Б-га (верхнее суждение) — наверху есть, а внизу нет: только Он существует. Он был один до сотворения миров и Он по-прежнему один после сотворения миров, так как существование творений при «взгляде сверху» иллюзорно, не истинно.

Суждение творений (нижнее суждение) — «внизу есть, а наверху нет». Творения, находящиеся в мире, где Б-жественное совершенно утаено, ощущают лишь собственное существование, оно кажется им самостоятельным, а все, что «наверху», что не познано ими, кажется им несуществующим.

С одной, стороны существование творений иллюзорно — они существуют лишь в своем собственном ощущении, с другой стороны, нельзя сказать, что они совсем не существуют, ибо иначе что же сотворено? Существование творений не истинно, так как оно нуждается в постоянном обновлении — ежесекундно повторяется Речение «да будет...», и творения постоянно получают существование. Без этого они бы тут же обратились в ничто.

То, что творение должно постоянно возобновляться, понятно. Когда человек создает что-либо, он пользуется готовым материалом, он не сообщает создаваемому существование, а лишь придает ему форму. По аналогии с этим нам кажется, что и творение может быть лишь один раз. Но если принять во внимание, что творения совсем не существовали, что они лишь черпают свое существование от истинно Существующего, то можно понять, что, если бы творения были созданы одним актом Б-га, они бы тут же обратились в ничто, с прекращением этого акта.

Таким образом все располагается по схеме:

ЕСТЬ-нет-есть,

где ЕСТЬ — истинно существующий Б-г, нет — эманированные сущие, которые едины с Б-гом настолько, что не имеют cуществования, есть — сотворенные сущие, возникшие как бы отдельно от Б-га и ощущающие cебя cамостоятельно существующими.

И вместе со всем этим «Ты тот же до сотворения миров и Ты тот же после их сотворения» (из молитвы). Все эманированные и сотворенные не являются чем-то дополнительно с Б-гом существующим, на самом деле Он совершенно один и единствен как без творений, так и с ними, ибо только Его существование истинно. Если существование творений нужно постоянно возобновлять — это значит, что творения все время потенциально утрачивают существование, то есть существование их иллюзорно.

Сотворение из ничего — удивительнейшее явление. В нем два противоречия соединены в одном целом: с одной стороны, сотворение происходит в результате близости Источника к создаваемому, действующее близко к тому, в чем оно действует. С другой стороны, сотворение существующего возможно только при условии утаения Творца от творений, ибо, если бы они ясно воспринимали Б-жественный Источник, они не смогли бы ощущать себя существующими и не были бы таковыми на самом деле. Из всего этого вытекает еще нечто замечательное: смотря снизу вверх, творения ощущают себя несомненно существующими, а существование Б-га для них — совершенно новая мысль, нечто неожиданное, трудно понимаемое, но если смотреть сверху вниз, то существование Б-га очевидно это совершенно ясно и просто, а существование творении — нечто неожиданное, что трудно понять.

Подобно этому душа человека не видна явно, видна только «естественная» жизнь тела. Этим тело отличается от механизма. При движении машины мы видим, что ею движет та или иная сила. Но в живом организме видно только тело, а душа остается в утаении. Так отражение Б-жественного Света, творящее и оживляющее творения, остается скрытым, и видно только то, что обладает ощутимым существованием в результате этого сокровения.

То, что творения как бы и существуют и не существуют, можно нагляднее представить на примере Торы. Сама Тора коренится в Сущности Всевышнего и, разумеется, она выше миров и не имеет к ним отношения. Но так как возникло Желание Всевышнего, «чтобы было Ему жилище в нижних (творениях)» — чтобы Ему была радость и удовольствие от служения и приближения к Нему нижних творений, это Желание исполняется и в Торе, и она становится выражением Б-жественного в деталях существования и жизни миров. Творения по отношению к Сущности Б-га не существуют, но, так как есть в отношении них Желание и Замысел Всевышнего, творения обладают существованием, хотя и относительным.

Возникновение материальных творений происходит не сразу. Так как в начале сотворенное еще очень близко к Источнику, в нем ощутимо некоторое отражение Света Эйн-Соф и оно не может сразу стать вполне существующим. Таким образом первая ступень — возникновение элементарной материи, не имеющей формы. То, что существует, обязательно имеет некую форму — оно кругло или остроугольно, оно большое или маленькое. Элементарная материя, поскольку она обладает не существованием, а только возможностью существования, не имеет формы. По отношению к сотворившему ее Ничто она — существующее, но не потому, что она существует, а потому, что (по отношению к ее Источнику) ее нельзя назвать несуществующей, ничто. Но по отношению к творениям последующих ступеней она — ничто. На второй ступени возникает общая форма творений, еще не имеющая деталей законченного творения. И на последней третьей ступени возникают законченные творения. Таким образом, творения возникают по схеме: элементарная материя — форма — законченные творения.

В Торе сказано, что мир сотворен десятью Речениями. Эти Речения мы находим в начале Торы, где описывается сотворение мира. Первое Речение: «Да будет свет» (Берейшит 1:3), второе — «Да будет свод внутри воды» и так далее, до последнего Речения: «Сотворим человека». Нужно понять, что означает Речь, когда говорится о Б-ге.

Мы уже упоминали о том, что «все, что внизу, есть и наверху» и наоборот. Таков смысл слов: «Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Берейшит 1:26) — строение человека, как в духовном, так и в физическом отношении, повторяет строение эманированных Б-жественных сил верхних духовных миров. В высшем духовном мире — Свет и Жизненная сила в сочетаниях различных качеств и форм, — таких, какие нужны, чтобы сотворить многообразные творения. Внизу они приобретают форму «букв» мысли и речи. Поэтому и Б-жественная творящая сила наверху, Источник речи человека, называется также Речью. Б-г творит Речью Своей подобно тому, как и внизу земной владыка выражает свою волю речью.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.