СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 02:17

Урок 4. Миры

В физическом мире сущие совсем не ощущают Божественного Света, изливающего в них существование и жизнь, и имеют ощущение собственного существования, зависящего лишь от естественных законов природы.

11935 (2) мин.

В ходе поступенчатого нисхождения возник ряд миров. Рассмотрим здесь четыре нижних мира: Ацилут, Брия, Йецира, Асия.

Ацилут (мир Эманации) — самый нижний из эманированных миров. Этот мир — непосредственный источник сотворенных миров. Ниже следуют три сотворенных мира: Брия (Творение), Йецира (Формирование) и Асия (Действие).

Мы уже говорили о трех ступенях возникновения сотворенного. В соответствии с этим Мир Брия — возникновение элементарной материи, мир Йецира — возникновение общей формы и мир Асия — завершение творения. Все эти миры духовны, и лишь на самой нижней ступени мира Асия находится наш физический мир, вся наша вселенная.

Мир Ацилут — Божественный мир, все его элементы совершенно едины со Светом Эйн Соф и не имеют существования. Мир Ацилут находится в состоянии совершенного неощущения себя перед Божественным Эманирующим. Мир Брия, первый из сотворенных миров, это еще не существование, а лишь возможность его. Свет мира Ацилут слишком близок к этому миру, чтобы в нем возникло подлинное существование. С нисхождением Света от мира к миру он становится все более умаленным и незаметным. Так в мире Йецира есть уже существование общей формы творений, а в мире Асия завершенные материальные творения. В физическом мире, таким образом, сущие совсем не ощущают Б-жественного Света, изливающего в них существование и жизнь, и имеют ощущение собственного существования, зависящего лишь от естественных законов природы.

В мире Ацилут совершенно отсутствует зло. Но с возникновением в мире Брия возможности существования, которое отдаляет этот мир от Божественного Источника, появляется также и возможность зла, то есть ощущения самого себя и возможности действовать не по воле Б-га, а по своей воле. Но мир Брия еще лишь немного отдален от Божественного. Поэтому в нем превалирует добро, и есть лишь очень немного зла. В каждом последующем мире возникает все большее количество зла. Так, в мире Йецира есть равные количества добра и зла. А в мире Асия, в материальном мире больше зла, чем добра. Таким образом, зло не исходит от Б-га, а возникает в результате отдаления от Него. Но хотя зло — то, что нежелательно Всевышнему, ему есть место в Его Замысле творения. Книга ««Зоар»» сравнивает это с тем, как если бы царь для испытания своего сына нанял гулящую женщину, чтобы та соблазнила царевича. Причем не только отец, но и сама соблазнительница не хотят, чтобы сын поддался соблазну. Чем ниже сотворенный мир — чем дальше соблазнительница от царя, тем более она забывает о своей миссии. И в полном отдалении, в материальном мире, зло — соблазнительница, забывая о царе и соблазняющая его сына, желая его падения.

В мире Ацилут еще нет категорий пространства и времени. Но есть в нем духовное подобие их. Например, подобие времени в этом мире — то, что его части предшествуют друг другу в качественном отношении. Пространство и время — сотворенные категории и впервые они возникают в первом из сотворенных миров, в мире Брия. Однако это еще не известные нам пространство и время, а лишь возможность их существования. В своей полной форме, такими, какими мы их знаем, пространство и время образуются лишь в самом нижнем мире, в мире Асия.

Переход от мира Ацилут к миру Брия — переход через бездну. Божественный мир эманации, Ацилут, настолько выше всякого отдаления от Б-га существования, что от него и до существующих сотворенных миров расстояние огромно, они совершенно несопоставимы, это миры разных порядков. Чтобы преодолеть это качественное расстояние, Божественный Свет нуждается в колоссальном умалении, в цимцуме. Этот цимцум сравнивается с плотной завесой. Так в мире Ацилут Свет светит как через окно, а от мира Ацилут к миру Брия — как через тяжелую плотную завесу. Свет прорывается сквозь крохотные дырочки в тяжелой плотной ткани. Просочившись в них, Свет уже совсем не тот, Его суть совершенно изменилась — это не просто уменьшенный Свет, но Свет изменившийся. И только тогда Он становится способным стать Источником сотворения. Переход от Ацилут к Брия сравнивается также с буквами Речи, разбросанными так, что они потеряли смысл. Когда буквы составляют слова, они передают какую-то мысль, а когда они переставлены и перемешаны, смысл теряется. Таков Свет после прорыва завесы: он настолько далек от Света, светившего в мире Ацилут, что эти два вида Света несопоставимы, несравнимы. Это подобно также мысли, переданной сравнением: хотя сравнение и передает мысль, но это уже совершенно иное.

Все цимцумы и утаения заранее измерены Линией меры — так, чтобы светил Свет такого качества, сути и меры, какие нужны для сотворения задуманных Всевышним миров. В Линии меры есть три ступени: первая, нижняя — то, что измеряется Линией меры, вторая — сама Линия Mepы, придающая всему нужные пределы и ограничения, и третья ступень — категория Сущностного, Который выше Линии меры и от Которого она исходит. Он обладает способностью изменить меру и творить иные миры с иными характеристиками, чем это было первоначально Им задумано. Так, мера всех цимцумов и завес при нисхождении Светов определена Мудростью и Желанием в Его Свете, который был до первого Цимцума. При возникновении Желания Его сотворить миры есть Определение, как возникнут миры и какими они будут. Это Линия меры, соответствующая Высшему Желанию. При той Мысли и том Желании, от которых произошла эта Линия меры, не мог возникнуть иной мир, чем это было в Его Определении. Но это лишь внешняя сторона Его Желания*, имеющая отношение к задуманным мирам. От внутренней стороны Его Сущности, которая выше Желания, могло быть задумано совершенно иное, иные миры, созданные при иных условиях с иной линией меры.

* Когда человек задумывает что-то сделать, внутренняя сторона его желания — это желание, только что возникшее, еще не имеющее отношения к внешнему объекту. Затем он обдумывает действия, то, что относится к объекту желания, находящемуся вне его самого, поэтому это внешняя сторона желания.

Познание Божественного в мирах Брия, Йецира и Асия неодинаково. Человек, душа которого коренится в мире Брия, познает Божественное интеллектуально. Мир Брия это мир мысли. Тот, чья душа коренится в мире Йецира, познает Б-га эмоционально. Мир Йецира это мир эмоций. И, наконец, тот, чья душа коренится в мире Асия, знает лишь о существовании Б-га, но он не способен ни к интеллектуальному, ни к эмоциональному познанию Его.

Мир Ацилут — Божественный мир, он назван «Ацилут» от слова эцель (около, при) — при Всевышнем. Мир Брия — местонахождение душ, которые еще не облеклись в тела. В мире Йецира находятся ангелы. Есть ангелы и в мире Брия и в мире Асия, но для этих двух миров ангелы — не основное, а для мира Йецира ангелы составляют основную его характеристику.

Опубликовано: 22.07.2003 Комментарии: 2 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter