СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 12:33

Урок 6. Души

Мир души неединообразен. У евреев душа делится на три: Божественная душа, животная душа и рациональная душа. Божественная душа проявляется при изучении Торы и исполнении заповедей.

16235 (8) мин.

Душа человека также состоит из десяти сфирот, в которых хохма, бина и даат — сфира интеллекта, хесед, гвура, тиферет, нецах, од, йесод — сфира эмоций и малхут — сфира действия. В соответствии с этим в душе есть пять ступеней нефеш (действие), руах (эмоции), нeшaмa (мысль) — те части души, которые облекаются в тело. И две верхние ступени души, которые не облекаются в тело, а окружают его сверху — хая и йехида (эти ступени души соответствуют сфирам хохма и кетер).

Мир души неединообразен. У евреев душа делится на три: Божественная душа, животная душа и рациональная душа. Божественная душа проявляется при изучении Торы и исполнении заповедей. Когда действует Божественная душа, человек не ощущает самого себя, а весь устремлен к Б-гу. Так следует соблюдать Тору и исполнять ее веления. Если при этом человек стремится к самоудовлетворению, это не ведет к познанию Б-га.

Животная душа проявляется во всем, что связано с естественной жизнью в этом мире, в том числе и в познании природы, искусстве и всех высших формах деятельности человека. Даже в своей интеллектуальной деятельности в сфере естественного человек стремится познать ради самого себя — для своей пользы, для ощущения интеллектуального удовольствии ради самоуважения и т.п. Таковы и все сферы иной деятельности его со стороны животной души.

Рациональная душа проявляется в интеллектуальной деятельности. Она связана с Б-жественной душой или с животной, смотря по тому, какая из них находится в действии.

Б-жественная и животная души различаются по своей природе: в Б-жественной душе основное — разум, чувства в ней не так сильны, а в животной душе основное — чувства, они проявляются в ней сильнее, чем разум. Поэтому в сфере познания естественного разум часто заслоняется чувством и приводит к неверным заключениям.

Б-жественная душа черпает свою жизненную силу из сферы Б-жественного называемой Кдуша (Святость) Животная душа черпает жизненную силу от верхней ступени клип (сил зла), называемой «клипат нога» и отличающейся от других клит тем, что в ней есть также и немного добра, которое в зависимости от действий и мотивации человека можно вознести к стороне Кдуша. В случае, когда действия человека обращены к самоудовлетворению, жизненная сила его действия, связанная с клипат нога, нисходит к сфере полного зла, но и оттуда она впоследствии может быть вознесена к сфере Кдуша, если человек обращается к Б-гу.

Высшие ступени Б-жественной души, не облеченные в тело, обладают способностью восприятия Б-жественного, недоступного тем ступеням души, которые связаны с телом и проявляются в психике и деятельности человека. Так, например, известно, что с неба постоянно посылаются возвещения, призывающие человека к тшуве (возвращению к Б-гу). Спрашивается, к чему эти возвещения, если их никто не слышит? Ответ на это: «Он не слышит, но душа его слышит». Сам человек не слышит этих призывов, но высшие сферы его души, которые выше облечения в тело, слышат их. И в результате у человека неизвестно откуда появляются мысли о покаянии и возвращении к Б-гу, и если человек не предается совершенно и исключительно делам этого мира и животная душа не заслоняет Б-жественную, он следует своему стремлению к Б-гу.

Б-жественная душа — частица Б-жественного, и высшая ступень души, йехида, это — Б-жественная искра в человеке. Хотя душа и нечто сотворенное, ее первый Источник коренится в Сущности Б-га (ацмут). Затем души нисходят к нижним мирам, и все они вместе, а также их непосредственный источник — в сфире Малхут мираАцилут. А корни сотворенных душ находятся в мире Ацилут и в мирах Брия, Йецира и Асия.

Душа человека может обладать разной природой, в зависимости от ее происхождения. Так, души, источник которых в мире Ацилут, (например душа Moшe), способны в высшей степени к постижению Б-жественного. Моше обладал такой способностью постижения, что мог из написанного в Письменной Торе вывести все законы и установления, открытые еврейскими мудрецами во все последующие поколения. Таким же образом великие праведники, ученые каббалисты, познали тайны Торы, говорящие о сокровенных верхних мирах, о сотворении миров, их строении, о различных Б-жественных категориях и т.п.

Души, источник которых находится в мире Брия (мире мысли, как мы уже видели), склонны к подлинному интеллектуальному познанию в сфере Б-жественного. Души, источник которых в мире йецира (мире эмоциональной сферы), воспринимают все, руководствуясь в основном чувством. И их познание окрашено чувством. Души‚ источник которых в мире Асия (в мире действия), более склонны к действию а не к мысли. Если, скажем, источник такой души находится в ступени Хохма мира Асия, то человек, обладающий подобной душой, склонен к познанию естественного мира а не к познанию Б-жественного.

Из сказанного как бы вытекает, что не все люди в одинаковой степени способны достичь совершенства. Действительно, большинство людей не в состоянии достичь ступени совершенного праведника, так как их души не происходят от достаточно высокого уровня. Но всем доступно достичь ступени среднего человека, в котором зло подает голос, но никогда не проявляется на деле — ни в мысли, ни в речи и ни в действии. Даже если в мысли у него появляется что-нибудь нежелательное, он тут же отказывается от такой мысли.

Сказано: «Свеча Б-га душа человеческая» (Мишлей 20:27). Это не просто поэтическое сравнение. В свече четыре части: масло, фитиль, белый огонь и черный огонь. Свечи горели в Иерусалимском храме, и наши мудрецы задались вопросом: разве Б-гу нужен свет? Поэтому нужно понять, что собой представляют четыре ступени свечи и четыре соответственные ступени души. В горящей свече огонь охватывает фитиль и сжигает его. Но сам по себе фитиль быстро сгорал бы и не давал бы хорошего света, если бы не масло, соединяющее огонь с фитилем. Масло дает хороший белый свет, а свет от фитиля — черный. Можно с легкостью обнаружить эти два вида света, присмотревшись к горящей свече. То же происходит и при облечении души в тело. Как огонь, охватывающий фитиль, душа облекается в тело и в животную душу, чтобы очистить животную душу и включить ее в свет Б-жественной души — превратить зло в добро подобно тому, как фитиль свечи сгорает в огне.

Б-жественная душа не нисходит в мир ради нее самой, она не нуждается в очищении. Она облекается в тело для очищения всего телесного, всего, что находится в сфере животной души. Но и сама животная душа, включенная в сферу Б-жественного, привносит в нее свою горячую эмоциональность и помогает достичь любви к Б-гу. А в этой любви две ступени, соответствующие двум видам огня свечи. Белый огонь, возникающий под воздействием масла, т.е. изучения Торы и исполнения заповедей (масло соответствует ступени хохмы, а Тора — мудрость Б-га), — любовь к Б-гу, возникающая под влиянием свыше и даруемая человеку. А любовь, возникающая под влиянием размышления рациональной души о величии Всевышнего, это черный огонь, близкий к фитилю и охватывающий его.

Душа человека переселяется из тела в тело, из одного существования в другое, пока она не исполнит все заповеди и душа не очистится совершенно. Большинство душ нашего поколения прошли несколько существований. Если перед человеком в его служении Всевышнему стоит задача, которую он, как ему кажется, не в силах выполнить, он должен знать, что в нем может раскрыться добро его прежних существований, и оно поможет ему в его служении.

Спрашивается: если добро нескольких существовании соединяется, то надо думать, что и зло соединяется. Как же может человек в конце концов выполнить свое предназначение? Ответ на это таков: добро вечно. Раз исполненное, оно существует и впредь. Но зло не есть нечто существующее само по себе, оно лишь утаение добра. И если человек раз получил наказание за свои поступки физически или духовно или если он раз покаялся в них, то нужно предполагать, что последствия зла уже уничтожены, так что в течение ряда существований зло уничтожается, а добро растет от одного существования к другому. Это может быть незаметно во внешней стороне мира, но во внутренней его стороне мир постоянно совершенствуется.

Может показаться нелогичным, что, говоря о душах, мы перешли к утверждению о мире вообще. Но это вполне закономерно, так как добрые и дурные поступки человека влияют не только на него самого, но и на ту часть мира, с которой он соприкасается, — на людей и даже на физическую сторону мира. Человек призван совершенствовать как себя, так и «свою часть мира». Поэтому в Торе даны заповеди, выражающиеся в действиях с помощью разных физических предметов: четыре вида растений в заповеди о лулаве, суки, построенная из дерева и веток, пергамент, на котором написаны мезуза, тфилин и свиток Торы и т.п. Человек освящает мир, также и благословляя Б-га при еде, причем разные виды пищи, представляющие собой весь мир (животные, растения, минералы), связанные с «клипат нога», возвышаются к сфере Кдуша, сфере Святости.

Опубликовано: 09.09.2003 Комментарии: 8
Темы: Душа
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter