Урок 9. Да и нет

22.09.2003 | 4947 | (0)
Урок 9. Да и нет

При возникновении духовных миров и постепенном образовании в них светов и сосудов (духовных сущих, которым в физическом мире соответствуют души и тела, как мы уже говорили) мы видим время от времени явления, которые выглядят как неполадки, даже катастрофы.

Первой такой катастрофой было так называемое «разбитие сосудов». Чтобы объяснить это явление, нужно хотя бы немного рассмотреть духовные миры, предшествовавшие Б-жественному миру Ацилут и, таким образом, бывшие выше него.

Мы уже упоминали о «точке Решиму», ставшей источником сосудов. Однако так же, как и при сотворении физического мира, сосуды возникли не сразу. Точно так же, как в последовательности сотворенных миров возник сначала мир Брия, в котором еще не было настоящего существования физического, а лишь возможность этого существования, в первом духовном и Б-жественном мире, возникшем после Цимцума, еще не было сосудов, а была лишь возможность их возникновения. Поэтому этот мир, называемый Адам кадмон, или сокращенно АК, называется миром Брия при рассмотрении миров в большем, общем масштабе. Если рассматривать миры в общем масштабе, то Ацилут — Свет, светивший до Цимцума — Ацилут, Брия — мир АК, Йецира — миры Акудим и Некудим (иногда — Кетер мира Ацилут), и мир Ацилут вместе с тремя сотворенными мирами (Брия, Йецира, Асия) — мир Асия в общем масштабе.

За миром АК следует мир Акудим («акудим» — связанные вместе), отличающийся тем, что в нем уже появляется некое подобие сосуда, но в общей форме, — в нем десять Светов соединены вместе в одном сосуде (о чем говорит название этого мира). За ним следует мир Некудим.

Мир Некудим мы рассмотрим более подробно. В мире Некудим уже есть десять светов в десяти сосудах, то есть десять сфирот, состоящих из светов и сосудов. Но эти сфироты не были соединены друг с другом. Каждая из них была отдельной точкой (отчего этот мир и называется Некудим — мир «точек»). Это значит, что каждая сфира имела только свое содержание — Хесед был только Хесед, без участия Гвуры или какой-либо иной сфиры, Гвура была только Гвура и т.п. Все сфиры отличались сильным светом, но они существовали раздельно. Создавалось положение, которое называется «сильные светы в малых сосудах» — сосуды, взятые каждый отдельно, не могли нести в себе эти необычайно сильные светы.

Такое положение послужило причиной так называемого «разбития сосудов». Если говорить языком принятого сравнения, они как бы разбились и упали в нижние миры, вместе с некоторым количеством искр света.

Это можно сравнить с разрознением букв слова. Когда несколько букв составляют слово, в нем есть смысл, это что-то сообщает уму. Но если разбросать буквы отдельно, они уже не несут в себе никакого содержания. Так, когда сосуды мира Некудим (называемого также миром Тоу, миром, лишенным организованного порядка) «разбились», они разделились на частицы и уже не содержали в себе Света.

Частицы сосудов и искры «упали» сначала до ступени Малхут мира Ацилут, а затем — в нижние сотворенные миры, свойство которых — скрывать Б-жественное. И потому сосуды и светы, которые в мире Тоу совсем не ощущали себя перед Светом Эйн-Софа, теперь уже не ощущают Б-жественное скрытое клипами (оболочками), заслоняющими Б-жественный Свет. Как скорлупа скрывает плод, и достать его можно только разбив скорлупу, так и добро, упавшее из верхних миров и скрытое в клипх, можно выявить и вознести кверху только путем разбития или отстранения клип — сил зла.

В мире Тоу разбились семь нижних сфирот его мидот, а верхние сфиры, Хохма и Бина, не разбились или почти не разбились и составили основу нового, «исправленного» мира — мира Ацилут. Весь мир Ацилут весь был построен заново и исправлен, но не в результате действия человека, а действием самого Б-га, Его Милосерднем. Исправление мира Ацилут заключается в том, что его сфиры уже не существуют раздельно и не действуют отдельно друг от друга, они все взаимовключены одна в другую. Хесед — желание оказывать добро — действует, привлекая и Гвуру — силу ограничения, отмеривающую уделяемое Хеседом добро в такой мере, в какой оно проявит себя наилучшим образом. Гвура действует, привлекая и Хесед: строгий (Гвура) суд смягчен любовью (Хесед), и так все остальные сфиры. Совдавшееся положение характеризуется тем, что теперь — «малые светы» в «широких, больших сосудах», так как они помещаются уже не в одном отдельном сосуде, а в их «содружестве».

Так был исправлен мир Ацилут, но не нижние сотворенные миры: их исправление, очищение от зла, происходит на протяжении всей известной нам истории и завершается с приходом Мошиаха.

Примечание: На всемирном собрании посланников в 5752 году Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах сообщил всем, что этот процесс уже завершился!.

В течение веков люди задаются вопросом: как от абсолютного добра, Б-га, произошел мир, содержащий зло? В одном из предыдущих уроков уже приводилось сравнение из книги «Зоар»: царь, желая испытать своего сына, наследника его царства в будущем, нанял для этого беспутную женщину, чтобы она соблазняла сына и выявила его натуру. Беспутница зная, что это лишь испытание, сама также хочет, чтобы царевич устоял, но она должна его испытать. Однако, чем больше она удаляется от царя, тем больше она забывает о нем и о его задании и соблазняет его сына уже по-настоящему, желая его падения.

Разумеется, все существующее получает свою жизненную силу от Б-га, также и клипы, но, как объясняет хасидизм, Всевышний питает клипы как некто, нехотя бросающий что-то своему недругу через плечо. Исполнение всех заповедей Торы приводит к сокрушению клип и возвышению добра в мире. Так, еврею велено есть только кашерную пищу и не есть пищу некашерную. То, что можно есть, еврей ест и произносит при этом благословение, возвышающее полученную с пищей жизненную силу до сферы Святости. То же, что запрещено есть и что получает свою жизненную силу от клип, отстраняется тем, что еврей отказывается это есть, и, таким образом, частичка добра, заключавшаяся в клинах, освобождается от них и возносится к Святости.

Зло в мире имеет свою миссию: оно дает человеку свободу выбора, возможность служения Б-гу, позволяет ему работать над собой, и в результате дает возможность вознаграждения и наказания.

С одной стороны, разбитие сосудов произошло как бы в результате недостатка, которым обладал мир Тоу, с другой стороны, в этом был глубокий Замысел свыше.

Второй катастрофой в ходе развития сотворенных было грехопадение первого человека. Если бы не было этого греха, то уже с наступлением субботы (первый человек был сотворен в пятницу) мир достиг бы совершенства, однако далеко не такого, какое будет достигнуто в результате служения и труда людей, — это последнее возвышение мира будет намного выше. Таким образом, и грех человека, хотя это был грех и за ним последовало наказание, был все же частью Замысла свыше. Это был грех, если рассматривать происшедшее с позиции человека, но это был также Б-жественный Замысел, если рассматривать все со стороны Б-га.

Третьей катастрофой было разрушение Иерусалимского Храма и рассеяние еврейского народа в странах изгнания. Разрушение Храма оплакивается из поколения в поколение, однако рассеяние евреев по всему миру дало им возможность очищать мир во всех, даже самых отдаленных его уголках. Кроме того, служение Б-гу в изгнании, когда все Б-жественное кажется таким далеким и нереальньгм, приведет к неизмеримо большему возвышению мира, чем это бы ло бы без падения еврейского народа. Но из чего видно, что мир близок к полному очищению? Кажется, что с течением времени мир становится все более грубым: войны, преступность, все более низкая мораль — все это указывает, казалось бы, на деградацию мира, а не на его очищение. И все же Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах утверждает, что во внешней стороне мира видимо зло, а в его внутренней стороне накапливается добро.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.